4.10. Капитальное строительство
Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных средств - промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. В 2009 году на строительство приходилось 10,7 % производимого в стране ВВП, что на 4,3 % больше, чем в 2000 году (6,4 % ). В строительстве используется 3 % основных средств и 8,7 % трудовых ресурсов (2009).
В 2009 году инвестиции в основной капитал составили 43,4 трлн рублей, в том числе производственного назначения - 27,4 трлн рублей, а непроизводственного- 16,0трлн рублей. Строительно-монтажные работы составили 20,9 трлн рублей.
Жилищное строительство в Республике Беларусь относится к одному из приоритетных направлений социально- экономического развития.
Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности - деревообработке, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др.
В 2009 году в республике введено в эксплуатацию общей площади жилых домов на 5814,2 тыс. кв. м (14 %) больше, чем в 2008.
Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн кв. м в 1995 году до 228,2 млн кв. м в 2009. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 70,6 тыс. в 2009 г.
Из состоявших на учете проживали в общежитиях 21 %; 3 % - в квартирах, занятых несколькими нанимателями; 0,3 % - в домах, признанных непригодными для проживания.
98
Из общего числа состоящих на учете нуждающихся в v Iучшении жилищных условий 337,5 тыс. - молодые семьи ( 17 %), 17,5 тыс. - многодетные семьи (2,4 %), 19,6 тыс. - I |>;гждане, имеющие право на получение жилых помещений ( пциального пользования (2,7 %).
Развитие строительства в республике непосредственно ( низано с проводимой в стране инвестиционной политикой. I > Республике ежегодно разрабатывается Государственная инвестиционная программа и под нее выделяются средства ил государственного бюджета.
Указом Президента Республики Беларусь № 291 от .) июня 2008 г. утверждены объемы строительства на 2009- 20 11 гг. Всего в республике за три года должно быть постро- |’ио 23,5 млн кв. м общей площади жилья.
В соответствии с Государственной программой возрожде- пняи развития села за период с 2005 по 2010 год в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домов ( квартир) средней площадью 70 кв. м. Ежегодно в сельских населенных пунктах сдается в эксплуатацию более трети от общих объемов возводимого в республике жилья.
Динамика жилищного строительства по областям с 2009-2011 гг. предполагает увеличением объемов ввода в действия жилых домов (табл. 6). Наибольшие объемы сред- пенгодового ввода общей площади жилых домов отводится Миской и Брестской области, наименьшие - Могилевской п Витебской.
Таблица 6
Объемы строительства жилья в Республике Беларусь на 2009-2011 гг.
| Объемы строительства жилья, тыс. кв. м | ||
| 2009 г. | 2010 г. | 2011г. |
брестская область | 876 | 1 100 | 1 500 |
Витебская область | 589 | 720 | 1 200 |
1 омельская область | 766 | 960 | 1 300 |
11 юдненская область | 702 | 860 | 1 200 |
Минская область | 1 087 | 1 330 | 1 500 |
Могилевская область | 580 | 790 | 1 200 |
1 Минск | 1400 | 1740 | 2 100 |
1 ІТОГО | 6 000 | 7 500 | 10 000 |
Переходу жилищного строительства на новый уровень, способный удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений, способствует реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 262.
Указанным документом предусмотрено к 2010 году увеличить объемы строительства квартир до 90 тыс., из них квартир типовых потребительских качеств с улучшенной планировкой - до 57,6 тыс.
Концепция направлена на сокращение числа граждан, проживающих в жилищах, не соответствующих типовому стандарту (комфортность жилья), на уменьшение количества перенаселенных квартир.
Важнейшим направлением реализации Концепции выступает совершенствование нормативно-правовой базы в области жилищного строительства. Задача заключается в том, чтобы снять необоснованные и устаревшие организационные и правовые ограничения в жилищном строительстве и создать оптимальные условия в этой сфере как для строительных организаций, так и для потребителей жилья.
В целях увеличения объемов жилищного строительства Государственной комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 гг. предусмотрен рост мощностей предприятий; крупнопанельного домостроения почти вдвое: с 1018 тыс.’ кв. м жилья в 2006 году до 1940 тыс. кв. м в 2009 году.
Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных ма-( териалов в малых городах и сельских поселениях. На модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет направлено не менее 3 трлн руб.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели