4.12. Транспорт
Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех гс элементов. Управление отраслью осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте - 8,9 %, в основных средствах страны - 26,0 %, использование инвестиций в основной капитал - 2 %. В транспортном комплексе трудится 7,7 % занятых в экономике (2009 г.). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. В 2009 году транспортом переве- (пю грузов 245,3 млн тонн.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2009 г. составил 42,7 млрд. т/км (76 % всех выполняемых в республике грузовых перевозок без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот - 7,4 млрд. пассажиро-км (почти 37,4 % пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Процент обновления пассажирского парка за счет всех источников финансирования составляет 2,4 %, грузового -6%.
Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % - диспетчерской централизацией, 34 % - полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.
Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Грузовой автомобильный транспорт перевозит 24 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из- за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообо-і роте всех видов транспорта общего пользования на автомо-' бильный приходится 10,8 %, в то же время именно этот вид; транспорта отличается высоким уровнем занятости - около' четверти всех работающих на транспорте.
15 республике функционирует Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг., которая предусматривает создание условий для развития национально жопомики, обеспечение безопасности и обороноспособнос- IN, реализация социальной политики государства, а также 11 рограмма «Развития придорожного сервиса».
Внутренний водный транспорт - удельный вес в перепонке грузов и пассажиров за последние годы значительно ((жратился: в 2009 г. им перевезено 0,15 % грузов, пассажирские перевозки водным транспортом в 2009 году составляет 0,02 % перевезенных всеми видами транспорта.
Общая протяженность эксплуатационных водных путей ( оставляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км подных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства - к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.
В соответствии с «Программой развития внутреннего полного и морского транспорта до 2010 года», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 № 407, планировалось осуществить приобретение в 2008 году морского судна.
Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого иыхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, I >алтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.
Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
В 2009 году грузооборот составил 0,09 % тонно-километров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом приходилось 6,5 %.
Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.
В Республике Беларусь действовала Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001-2005 гг., в которой были отражены важнейшие направления развития отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повысить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением развития гражданской авиации Республики Беларусь является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования.
В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок - Минск - Ивацевичи;' Ивацевичи — Долина; Кобрин - Брест — государственная граница; Волковыск - государственная граница; Торжок -
Долина; Ивацевичи - Вильнюс - Рига; Минск - Вильнюс; М инск - Гомель.
Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный иид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси - 3,0 тыс. км и нефтепро- дуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топли- нл - 1,2 тыс. км.
В Беларуси действуют три магистральных продук- топровода, по которым перекачивают дизельное топливо п бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Но- вонолоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродук- то провода проходят в одних коридорах с нефтепроводами п выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели