logo
Natsionalnaya-e_konomika_-Lektsii

2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси

Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производствен­ным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспор­тируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совмест­ным предприятиям, без вывоза их за границу.

Важнейшими экономическими показателями, опреде­ляющими внешнеэкономический потенциал страны, явля­ются: объем производства ВВП, в том числе на душу насе­ления; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потен­циал имеет важное значение, так как по мировым масшта­бам она является небольшой европейской страной с откры­той экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

По объему производства ВВП по паритету покупатель­ной способности в долларах США Беларусь занимает чет­вертое место среди стран СНГ (после России, Украины и Казахстана) и 25-е - среди 46 европейских государств.

Занимая в мире по территории 0,15 %, по численности населения 0,17 %, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы промышленной и сельскохозяйс­твенной продукции: тракторы - 8 %, минеральные удобре­ния - 3, в том числе калийные - 14; химические волокна и нити — 1,3; холодильники и морозильники — 1,2; масло жи­вотное - 0,9 %. Доля Беларуси в мировом производстве важ­нейших видов сельскохозяйственной продукции составля­ет: льноволокно - 6,4 %; картофель - 2,8; молоко - 0,9; мясо в убойном весе - 0,3; сахарная свекла - 0,6 % .

По сдельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Рес­публика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, а по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) уступает только Российской Федерации и Казахстану.

Если по производству ВВП на душу населения Респуб­лика Беларусь уступает всем странам Евросоюза, то по удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП она значи­тельно превосходит большинство из них, кроме Бельгии, Ирландии, Словакии, Эстонии, Люксембурга и Мальты.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокуп­ностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:

Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность и прежде всего те ее отрасли, про­дукция которых занимает наибольший удельный вес в экс­порте товаров.

В товарной структуре экспорта Беларуси наибольшей удельный вес имеет продукция машиностроения, нефте­

перерабатывающей, химической и нефтехимической про­мышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой лесной, деревообрабатываю­щей и целлюлозно-бумажной промышленности, строитель­ных материалов.

На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал здесь определяют круп­нейшие предприятия по производству грузовых автомоби­лей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельско­хозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимущества­ми, использование которых позволяет менять специализа­цию в международном разделении труда и повышать эф­фективность внешнеэкономической деятельности. Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноубо­рочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Значительным внешнеторговым потенциалом распола­гают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумаж­ная промышленность, производство строительных матери­алов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс страны.

В последние годы внешнеэкономический потенциал Бела­руси укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в об­щем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась до 13 %.

Пользуясь своим географическим положением, Бела­русь ежегодно получает солидные «дивиденды» за счет предоставления транспортных услуг, на долю которых при­ходится свыше половины экспорта всех видов услуг. Сущес­твенно увеличивается экспорт услуг по статье «поездки», которые в платежном балансе выделяются как расходы на деловые и личные поездки. Деловые поездки представля­ют собой расходы по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехав­ших с целью временного трудоустройства. Личные поездки включают затраты на туристические, личные и транзитные поездки. Ускоренными темпами растет также экспорт комньютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг). В экс­порте практически отсутствуют такие доходные в развитых странах услуги, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. Несмотря на значительный абсолютный рост, снижается доля экспорта деловых услуг, включая бух­галтерские, юридические, научно-исследовательские и др. В целом услуги обеспечивают порядка 20 % поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что оказывает существенное влияние на укрепление пла­тежного баланса страны.

Беларусь имеет значительные резервы для увеличения экспорта услуг, особенно туристических, поскольку распо­лагает богатым природным и историко-культурным потен­циалом для развития международного туризма.

Внешнеэкономический потенциал страны не ограничи­вается оценкой возможности экспорта и импорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристический обмен, междуна­родную миграцию населения и т.д.