7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
Среди стран СНГ наиболее последовательную интег-; рацию осуществляют Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя - Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и дру гих сферах общественной жизни. ;
Основные Союзные программы:
Создание компьютерных технологий программно-пе- реналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов.
Разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем.
Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе.
Разработка опережающих технологий «двойного» применения и гаммы современного оптического оборудования на принципах управляемого формообразования;
Развитие дизельного автомобилестроения на 2003- 2008 гг.
Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы.
Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники на 2005-2007 годы.
Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных.
Применение метода вибросварки при изготовлении изделий из пластмасс для автомобильной промышленности. Использование высококачественного сетевого шнура для сложной бытовой техники.
Программа «Нанотехнологии - СГ».
Космос Союзного государства.
Здоровье трудящихся - здоровье будущих поколений. О мерах по улучшению демографической ситуации, снизанной со здоровьем трудоспособного населения репродуктивного возраста.
Между Беларусью и Россией заключено более 30 соглашений но различным направлениям военно-технического сотрудничества. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфраструктуры на территории Беларуси. В декабре 2001 года была принята военная доктрина Союзного государства. Беларусь уделяет первостепенное внимание сотрудничеству с Европейским союзом.
Общий оборот товаров и услуг с Российской Федерацией составил 23444 млн долларов и уменьшился на 31,2 %. Экспорт товаров и услуг составил 6 718 млн долларов, сократившись на 36,4 %. Импорт товаров и услуг сложился в размере 16 728 млн долларов, упав на 28,9 %. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 10 008 млн долларов, что на 32,7 % меньше, чем за 2008 год в абсолютном значении.
Структура основных экспортных товаров в 2008 г. в Российскую Федерацию: тракторы, включая седельные тягачи (8,3 %), автомобили грузовые (6,6 %), черные металлы (4,6 %), сыры и творог (4 %), мебель (3,4 %), молоко и сливки сгущенные сухие (3,2 %), холодильники, морозильники и оборудование (2,3 %), говядина мороженная (1,2 %).
Основные импортные статьи в 2008 г. из Российской Федерации: нефтесырье, включая газовый конденсат (40,4 %), газ природный (1.1,4 %), черные металлы (8,4 %), нефтепродукты (6,2 %).
Инвестиции. В 2009 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9 303,7 млн долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе: прямых инвестиций - 4 821 млн долларов; портфельных инвестиций - 1,9 млн долларов; прочих инвестиций - 4 480,8 млн долларов.
Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4 % от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3 %. Из, стран вне СНГ поступило 34,6 % от общего объема.
Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выде-^ лить: Россию (6 076,6 млн долларов; 65,3 % от общего объ-* ема инвестиций); Австрию (931,7 млн долларов; 10 %); Кип
(536,5 млн долларов; 6,1 %); Великобританию (467,7 млн долларов; 5 %); Швейцарию (371,2 млн долларов; 4 %).
Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из следующих стран: Россия (4 026,5 млн долларов; 82,5 % от общего объема ПИИ); Швейцария (353,1 млн долларов; 7,3 %); Кипр (102 млн долларов; 2,2 %); Германия (51,6 млн долларов; 1,1 %).
Беларусь и Таможенный союз. В 2009 г. начала работу Комиссия таможенного союза. Состоялось 12 заседаний Комиссии, принято свыше 130 решений по наиболее актуальным вопросам формирования таможенного союза. С 1 января 2010 года Комиссии переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Состоялось четыре заседания Высшего органа таможенного союза (ВОТС) - два на уровне глав государств (одно из них в Минске) и два на уровне глав правительств.
В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами государств Беларуси, Казахстана и России приняты ключевые решения необходимые для обеспечения начала функционирования таможенного союза:
принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза;
утверждены Единый таможенный тариф и Товарная номенклатура таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами - участниками таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран;
Комиссии таможенного союза переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
определено, что решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах - участниках таможенного союза;
утверждено Положение об Экспертном совете в рамках | аможенного союза.
Главы государств утвердили изменения в План действий но формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года, со- | іасно которым к 1 июля 2010 года стороны:
создадут единую таможенную территорию;
введут в действие Статут Суда ЕврАзЭС
определят механизм зачисления и распределения сумм таможенных пошлин;
отменят ограничительные меры во взаимной торговле.
В результате с 1 января 2010 г. заработал Таможенный
союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Достигнута договоренность о скоординированном единовременном вступлении государств - участников таможенного союза во Всемирную торговую организацию. Для этих целей создана переговорная группа, в которую вошли представители каждой из сторон. Утверждены Директивы единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению к ВТО.
Республика Беларусь рассматривает таможенный союз в качестве определяющей основы всего ЕврАзЭС, и в то же время - как переходный этап к более углубленной форме интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). Решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающий разработку и принятие 20 проектов документов, формирующих правовую базу ЕЭП в области: регулирования государственных закупок; торговли услугами; инвестиционной деятельности; развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа; технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; доступа к услугам естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта; противодействия нелегальной трудовой миграции из третьих государств.
В рамках ЕЭП предусматривается проведение тремя странами согласованной экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы. Работу по созданию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана.! и России планируется завершить к 1 января 2012 года. j
Тема 8
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели