logo
Natsionalnaya-e_konomika_-Lektsii

7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации

Среди стран СНГ наиболее последовательную интег-; рацию осуществляют Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Со­общества Беларуси и России, год спустя - Договор об об­разовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью до­стижения действенной интеграции в экономической и дру гих сферах общественной жизни. ;

Основные Союзные программы:

Между Беларусью и Россией заключено более 30 согла­шений но различным направлениям военно-технического сотрудничества. В интересах региональной группировки войск совместно используются объекты военной инфра­структуры на территории Беларуси. В декабре 2001 года была принята военная доктрина Союзного государства. Бе­ларусь уделяет первостепенное внимание сотрудничеству с Европейским союзом.

Общий оборот товаров и услуг с Российской Федераци­ей составил 23444 млн долларов и уменьшился на 31,2 %. Экспорт товаров и услуг составил 6 718 млн долларов, со­кратившись на 36,4 %. Импорт товаров и услуг сложился в размере 16 728 млн долларов, упав на 28,9 %. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 10 008 млн долларов, что на 32,7 % меньше, чем за 2008 год в абсолютном значении.

Структура основных экспортных товаров в 2008 г. в Российскую Федерацию: тракторы, включая седельные тя­гачи (8,3 %), автомобили грузовые (6,6 %), черные металлы (4,6 %), сыры и творог (4 %), мебель (3,4 %), молоко и слив­ки сгущенные сухие (3,2 %), холодильники, морозильники и оборудование (2,3 %), говядина мороженная (1,2 %).

Основные импортные статьи в 2008 г. из Российс­кой Федерации: нефтесырье, включая газовый конденсат (40,4 %), газ природный (1.1,4 %), черные металлы (8,4 %), нефтепродукты (6,2 %).

Инвестиции. В 2009 году поступления иностранных ин­вестиций в реальный сектор экономики Республики Бела­русь составили 9 303,7 млн долл. (по сравнению с аналогич­ным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе: прямых инвестиций - 4 821 млн дол­ларов; портфельных инвестиций - 1,9 млн долларов; прочих инвестиций - 4 480,8 млн долларов.

Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4 % от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3 %. Из, стран вне СНГ поступило 34,6 % от общего объема.

Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выде-^ лить: Россию (6 076,6 млн долларов; 65,3 % от общего объ-* ема инвестиций); Австрию (931,7 млн долларов; 10 %); Кип

(536,5 млн долларов; 6,1 %); Великобританию (467,7 млн долларов; 5 %); Швейцарию (371,2 млн долларов; 4 %).

Наибольший объем прямых иностранных инвести­ций в 2009 году поступил из следующих стран: Россия (4 026,5 млн долларов; 82,5 % от общего объема ПИИ); Швейцария (353,1 млн долларов; 7,3 %); Кипр (102 млн дол­ларов; 2,2 %); Германия (51,6 млн долларов; 1,1 %).

Беларусь и Таможенный союз. В 2009 г. начала работу Комиссия таможенного союза. Состоялось 12 заседаний Комиссии, принято свыше 130 решений по наиболее акту­альным вопросам формирования таможенного союза. С 1 января 2010 года Комиссии переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Со­стоялось четыре заседания Высшего органа таможенного союза (ВОТС) - два на уровне глав государств (одно из них в Минске) и два на уровне глав правительств.

В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами государств Беларуси, Казахстана и России приня­ты ключевые решения необходимые для обеспечения нача­ла функционирования таможенного союза:

принят Договор о Таможенном кодексе таможенного со­юза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза;

утверждены Единый таможенный тариф и Товарная но­менклатура таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами - участ­никами таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран;

Комиссии таможенного союза переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

определено, что решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в госу­дарствах - участниках таможенного союза;

утверждено Положение об Экспертном совете в рамках | аможенного союза.

Главы государств утвердили изменения в План действий но формированию таможенного союза в рамках Евразийс­кого экономического сообщества от 6 октября 2007 года, со- | іасно которым к 1 июля 2010 года стороны:

введут в действие Статут Суда ЕврАзЭС

В результате с 1 января 2010 г. заработал Таможенный

союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Рос­сийской Федерации. Достигнута договоренность о скоор­динированном единовременном вступлении государств - участников таможенного союза во Всемирную торговую организацию. Для этих целей создана переговорная группа, в которую вошли представители каждой из сторон. Утверж­дены Директивы единой переговорной делегации на прове­дение переговоров по присоединению к ВТО.

Республика Беларусь рассматривает таможенный союз в качестве определяющей основы всего ЕврАзЭС, и в то же время - как переходный этап к более углубленной фор­ме интеграции - Единому экономическому пространству (ЕЭП). Решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающий разработку и принятие 20 проектов документов, формирующих право­вую базу ЕЭП в области: регулирования государственных закупок; торговли услугами; инвестиционной деятельнос­ти; развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа; технического регулирования, применения санитарных, ве­теринарных и фитосанитарных мер; доступа к услугам ес­тественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железно­дорожного транспорта; противодействия нелегальной тру­довой миграции из третьих государств.

В рамках ЕЭП предусматривается проведение тремя стра­нами согласованной экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сель­ского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы. Работу по созданию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана.! и России планируется завершить к 1 января 2012 года. j

Тема 8

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ