1.4. Типы национальных хозяйственных систем
Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система», так как оно конкретизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, уровнем экономического развития, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Система означает сложную и взаимосвязанную совокупность элементов, классификация которых зависит от критерия анализа. Типологизация национальных экономических систем может быть различной:
но уровню социально-экономического и технологического развития - высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;
по структуре хозяйства - аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;
по размерам территории страны - малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;
по региональному признаку - страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т.д.;
по национальному признаку - экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т.д.;
по степени включенности в мировую экономику - закрытого и открытого типа;
по степени зрелости различают формирующиеся, зрелые или развитые;
по типу и границам государственного вмешательства в экономику - свободная или либеральная, административно-командная, смешанная;
по механизму координации - традиционная, рыночная и командная(плановая).
Подобная типологизация систем позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов функционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем. Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных условиях страны и региона.
Факторами формирования модельных различий являются:
уровень развития национальной экономики;
степень и характер государственного регулирования экономики;
выбор национальных экономических приоритетов;
особенности менталитета народа;
формы взаимодействия государства и бизнеса;
механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;
источники и масштабы финансирования экономики;
уровень развития и формы организации рыночной среды и т.д.
Критериями дифференциации моделей могут выступать и макроэкономические показатели: объем, структура и динамика ВВП; размер ВВП на душу населения; индекс потребительских цен; уровень производительности труда и др.
И современной экономической литературе распространен подход к анализу моделей по критерию «социальности», согласно которому выделяют либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моделей. Эти группы рыночных моделей отличаются: структурой собственности; направленностью социальной политики; участием государства в перераспределительных процессах; границами государственного участия в экономике.
Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели. Американская модель экономики основывается на свободном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивиду- ;ільная активность и ответственность. Государство поддерживает на основе частичных льгот и пособий малообеспеченные слои населения. Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, высокий уровень дисциплины, производительности труда, государственное программирование экономики. Среди наиболее известных европейских страновых моделей выделяют: германскую (модель социального рыночного хозяйства); французскую (модель государственного дирижизма); шведскую (модель «государства благосостояния»).
Страны Европы постепенно движутся к созданию единой общеевропейской модели по следующим направлениям: создание единого внутреннего рынка; формирование экономического и валютного союза; гармонизация финансовой политики; сближение социальных моделей; обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержка конкурентной среды; принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.
Эффективность национальной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью адекватно реагировать на различные социально-экономические вызовы, гибкостью. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается по показателям: роста ВВП, благосостоянием населения, конкурентоспособностью экономики.
Каждая страна при нерехрде к рынку должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, мешения различных черт. Главная задача построения системной модели экономики состоит в выявлении основных институтов, компонентов, взаимосвязей, обеспечивающих эффективный тип хозяйствования.
Белорусская модель социально ориентированной экономики в ее завершенном виде, согласно НСУР, - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателем в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями.
Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населения по доходам.
Тема 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели