logo
Natsionalnaya-e_konomika_-Lektsii

6.1. Цели и функции государственного регулирования

Государственное регулирование экономики - это це­ленаправленная деятельность государства в лице соответс­твующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижения постав­ленной цели и решения экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

Функции государственного регулирования экономики:

V целевая;

У направляющая и координирующая;

В условиях функционирования рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются:

^ условия накопления > условия конкуренции; капитала; > окружающая среда;

^ занятость; > социальные отношения

О состоянии экономики Республики Беларусь свиде­тельствуют экономические индикаторы - система важней­ших показателей, комплексно характеризующих состояние сферы производства, обращения, потребления:

  1. ВВП;

  2. товарная (валовая) продукция промышленности;

  3. валовая продукция сельского хозяйства;

  4. капитальные вложения за счет всех источников фи­нансирования;

  5. производство товаров народного потребления;

  6. реализация платных услуг населения;

  7. денежные доходы населения, реальные доходы насе­ления;

  8. средняя заработная плата;

  9. сводные индексы цен на потребительские товары и ус­луги, оптовые цены промышленных предприятий;

  10. розничный товарооборот;

  11. численность занятых в народном хозяйстве;

  12. уровень безработицы;

  13. сальдо ввоза-вывоза со странами СНГ;

Государственное регулирование Республики Беларусь

реализуется через планирование, прогнозирование и про­граммирование экономики.

Планирование - это процесс принятия управленчес­кого решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и име­ют различные формы проявления. Их назначение - опре­деление основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; вы­явление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают:

Долгосрочный план отражает стратегию экономического

и социального развития на долгосрочный период, главные пели, приоритеты, пути и средства их достижения.

Среднесрочные планы конкретизируют основные на­правления стратегии. Их разрабатывают на срок 3-5 лет, однако, считается более оптимальным срок 5 лет, так как ( читается именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). Показатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в пла­новом периоде. Изменения, которые происходят, отражают­ся в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы кон­кретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется корректировка среднесроч­ных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разрабатывается про­гноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разрабатывает­ся система планов на:

Выделяют следующие формы планирования:

Директивное планирование: подразумевает обяза­тельное, жесткое, подлежащее исполнению, предполага­ет командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач, реализуются через админист­ративно-распределительные документы, а именно, законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.

Стратегическое планирование - процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономическо­го развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспек­тиву с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, ус­тойчивость экономики, уровень жизни населения, оборо­носпособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются грани­цы, в рамках которых колеблются показатели.

Индикативное планирование - это инструмент по реа­лизации целей, поставленных в стратегическом плане раз­вития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратеги­

ческий и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя:

  1. концептуальную часть: концепция социально-эконо­мического развития;

  2. прогнозную часть: прогноз социально-экономическо­го развития;

  3. планово-регулирующую часть: система экономичес­ких регуляторов и государственные целевые комплексные программы.

На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, используется при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычай­ных ситуациях, правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели устанавливает их адрессность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях планирование имеет индикативную форму.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суж­дении о перспективах развития объекта в будущем, его воз­можном состоянии, об альтернативных путях его достиже­ния.