5.3. Формирование и развитие институтов рынка
в Республике Беларусь
При рыночной экономике рынки действуют во всех сферах хозяйствования. Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Неравномерное развитие различных сегментов рынка, или структурная асимметричность, и очень слабое развитие некоторых институтов рынка или институциональная неполнота - главные особенности рыночной экономики в Беларуси. Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) и рынок услуг незначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и т.д. Однако другие сегменты рыночного хозяйства развиты значительно слабее (рынки труда, капитала, земли и др.) из-за слабости институционально-организационной основы рынков. Пока очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятий и трудностей смены места жительства для переезда на новую работу. Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг, имеющая существенное значение для перелива капитала в западных экономиках и т.д.
Кругооборот товаров реализуется в сфере купли-продажи товаров и услуг, которую образуют товарные рынки. Одним из приоритетных направлений развития товарных рынков является обеспечение условий для роста спроса на отечественную продукцию, объемов реализации новых видов услуг, которые образуют инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, информационные, консалтинговые). Важным направлением является дальнейшее развитие системы электронной торговли.
Рынок факторов производства (или рынок ресурсов) включает рынок труда, земли, капитала, предпринимательской деятельности (управления).
Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда. В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленно решать следующие задачи: на 2006-2010 гг. - содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда; после 2010 г. - достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.
В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился с 2,1 процента в 2000 до 1,5 процента в 2005 и 1,2 процента в 2007 до 1,0 процента в 2008 году. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в I полугодии 2010 г. в экономике республики было занято 4621,8 тыс. человек, что на 0,1 % больше, чем в I полугодии 2009 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля текущего года составил 0,8 % от экономически активного населения (на конец июля 2009 г. - 0,9 %).
Однако на рынке труда не преодолен структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 79,4 % от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Среди безработных женщины составляли 53,4 %, сельские жители — 21,2 %, молодежь в возрасте до 30 лет -37,8 %. Средний размер пособия на одного безработного в июле 2010 г. составил 50,4 тыс. рублей, или 18,4 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Начинает формироваться рынок земли. Осуществлена огромная работа по выделению различных категорий земель, определению кадастровой стоимости земельных участков. Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко- культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с Кодексом о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь. Впрочем, не все земли могут быть предоставлены в частную собственность. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.п. Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости государственной собственности.
В пользование обычно передаются застроенные земельные участки при покупке недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Незастроенные земельные участки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом начальная стоимость земельного участка соответствует кадастровой оценки и может подняться в 10-20 раз.
Для юридических лиц предусмотрены следующие правовые формы использования земельного участка: право постоянного пользования (без установленного срока); право временного пользования (сроком до 10 лет, 20 лет); право аренды земельного участка (сроком до 99 лет). Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: для строительства объектов - по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, без проведения аукциона - для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), которые находятся на приобретаемой земле.
Указ Президента Республики Беларусь от б февраля 2009 г. № 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков» отменил также проведение аукционов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Для снижения финансовых затрат инвесторов, обеспечения привлекательности вложения средств в строительство райисполкомам дано право предоставлять рассрочку внесения платы при предоставлении земельных участков в частную собственность, а также платы за право заключения договора аренды на срок до 5 лет со дня приемки в эксплуатацию построенного объекта.
Указ Президента Республики Беларусь от И декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» содержит следующие шаги по либерализации использования земель: упрощение порядка продажи неиспользуемого госимущества на аукционах с установлением нормальной цены продажи, равной одной базовой величине; совершенствование порядка обращения землепользователей за государственной регистрацией земельных участков и прав на них, введение принципа «одного окна»; запрещение раздела земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, а также изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.
Медленно развивается в Республике Беларусь рынок капитала. Функционально рынок капитала можно разделить на рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала. В соответствии с Декретом № 7 от 14 апреля 2008 г. предусмотрена активизация фондового рынка, постепенное снятие моратория и продажа государственных пакетов акций на основе «германской» модели фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены).
Низкая капитализация национального фондового рынка объясняется низким рыночным спросом и предложением на рынке ценных бумаг. Развитие спроса на ценные бумаги на внутреннем рынке требует стабильной макроэкономической политики, направленной на увеличение рентабельности и объема сбережений и появление институциональных инвесторов, таких как пенсионные и инвестиционные фонды, на увеличение предложения ценных бумаг - повышение темпов приватизации и разгосударствления.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели