4.14. Образование
Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально- технического и на конкурсной основе среднего специального ; и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.
В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения - 99,6 %. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98 % занятого населения.
Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование,
общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Численность занятых в образовании составляет 9,8 % занятого населения (2008 г.).
Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП изменялась следующим образом: 1990 г. - 4,3 %; 1995 г. - 5,5; 2000 г. - 6,2; 2003 г. - 6,6; 2008 г.- 5,8%. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.
Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования будет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.
Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами являются:
формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире;
выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенци- i\j\ э.;
охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование, основных навыков здорового образа жизни;
подготовка к получению основного образования на последующих этапах.
Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства. Методическое
руководство работой всех детских дошкольных учреждений, подготовкой педагогических кадров, руководство образовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.
Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.
Современная модель общеобразовательной школы включает:
начальное образование (срок обучения - четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении;
базовое образование (срок обучения - десять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования - основа для завершения общего среднего образования;
полное среднее образование (его продолжительность - одиннадцать лет с учетом уровня базового образования).
Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.
Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; вто
рое - интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.
С приобретением Беларусью независимости и переходом к рынку цели развития высшего образования расширились в направлении подготовки национальных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу жоиомические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике. Высшее образование стало доступным для все большего числа молодежи, было предоставлено право реального выбора форм его получения как в государственных, так и частных вузах
Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, разви- | не информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально- технической базы отрасли, расширение рынка образователь- ПІ.ІХ услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местнос- 111 путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнительного высшего и среднего специального образования предусматривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели