logo search
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

14.3. Характеристика

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Общественное мнение — это способ проявления обществен­ного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требо­ваниях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия. Общественное мнение может формироваться на основе жизнен­ного опыта, но может складываться под целенаправленным воз­действием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения опреде­ляется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общест­венное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.

При формировании общественного мнения необходимо учиты­вать интересы как общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических групп, трудовых коллекти­вов и отдельных личностей. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказав­шихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение.

Его изучение выступает, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных задач социальной статистики. Здесь основное — вы­деление актуальных проблем, имеющих важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социаль­ных или народнохозяйственных проблем, проблем управления. Оно исследуется не только статистическими методами, однако их значение достаточно велико.

В процессе формирования общественного мнения выделя­ются определенные соподчиненности и взаимосвязи между его носителями. Интересы общества в целом могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е, которое отражало бы мнение большинства социальных групп на­селения. Процесс формирования общественного мнения много­мерен, Он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консуль­тативных встреч, дискуссий, споров.

Одним из важнейших условий анализа формирования обще­ственного мнения является изучение документов- Такими доку­ментами могут быть письменные источники, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать, письма граждан. Анализ документов позволяет уточнять и формировать общест­венное мнение трудовых коллективов, социальных групп или мне­ние отдельных личностей. Мнение трудовых коллективов выража­ется в ходе проведения общих собраний, совещаний, обсуждений. Это относится, как правило, к таким вопросам, как характер и ор­ганизация труда, бытовые условия, отношение к проводимым хо­зяйственным, социальным и культурным мероприятиям, затра­гивающим или связанным прямо или косвенно с интересами коллектива.

Источник информации об общественном мнении — письма трудящихся в руководящие государственные органы, а также в ор­ганы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Информация, заключенная в письмах, в том числе анонимных, ча­ще всего отражает острые социальные проблемы, имеющие отно­шение не только к отдельным гражданам, но и к коллективам. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку боль­шинство документов имеет иное назначение, а мнение, отражен­ное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.

В июне 1987 г. в нашей стране Верховным Советом СССР принят Закон «О всенародном референдуме», на который отныне выно­сятся главнейшие вопросы государственной жизни. В марте 1988 г. был создан Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Социальная статистика в своих показа­телях отражает интенсивность обсуждения, распространение по территории, количество населения и коллективов, принявших участие в обсуждении, число радио- и телепередач, число выпу­сков кинохроники, статей в периодической печати.

Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить поданным текущей государственной статисти­ческой отчетности. Их собирают на основе специально организо­ванных опросов или на основе анализа документов, Эти показа­тели, как правило, отражают количественную сторону оценки населением событий и фактов общественной жизни. Они не по­стоянны, а формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, полити­ческим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдель­ные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных иерархичес­ких уровнях: общенародном, региональном, социальной группы. трудового коллектива, интересов и профессий.

Однако на каждом иерархическом уровне можно выделить показатели, характеризующие мнение населения о различных сторонах общественной жизни, об отношении населения к про­водимым социально-политическим мероприятиям. Это политичес­кая и социальная активность, отношение к труду и трудовая актив­ность, быт и бытовое обслуживание, организация здравоохранения и спорта, здоровье населения, народное образование и обслужи­вание населения научными учреждениями, культурный уровень и работа культурно-просветительных учреждений, отношение к нау­ке, искусству, кино, телевидению, спорту, семейные и личностные отношения, коммуникабельность в трудовых коллективах.

Общенародный уровень статистического исследования пре­допределяет опрос или высказывание мнения о государственной политике: вопросы доверия Президенту, обсуждение новой Кон­ституции и т. п. В показателях отражаются: число людей, общест­венных организаций, политических партий, принявших участие по стране в целом и по отдельным регионам, а также количество предложений, изменений и дополнений, внесенных в подготов­ленные к обсуждению документы. Региональный уровень пред­полагает опрос населения определенного региона. Эти опросы касаются проблем, жизненно важных для жителей республики, края, области, района, города. Например, такие обследования проводились в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. Уровень социальных групп предполагает опрос, об­следование молодежи. пенсионеров, женщин. Главная цель — вы­явление отношений к политическим, экономическим и социальным проблемам. Уровень трудовых коллективов предполагает обсле­дование предприятий, учреждений, организаций по вопросам ор­ганизации труда, отдыха, удовлетворенности работой. Обследо­вание может проводиться среди работников определенной отрасли, например шахтеров. Уровень интересов и профессий предполагает статистическое наблюдение лиц, связанных между собой определенными интересами.

Как уже отмечалось, важным источником получения данных об общественном мнении является опрос. Способ отбора и объем вы­борки устанавливаются для каждого обследования отдельно. Од­нако при формировании выборочной совокупности должны быть обязательно сохранены основные социально-демографические, производственные, территориальные и другие признаки гене­ральной совокупности. Изучение общественного мнения может быть самостоятельным обследованием или происходить в рамках статистического наблюдения по специальным программам, в ко­торые включается рассмотрение общественного мнения.

Организация исследования общественного мнения охваты­вает следующие этапы: составление плана наблюдения, разра­ботку программы наблюдения и способов обработки данных, проведение наблюдения, обработку материалов наблюдения, анализ данных.

В процессе подготовки опроса большое внимание уделяется таким вопросам: формированию цели и задач исследования, оп­ределению объекта наблюдения, разработке рабочих гипотез, формированию анкеты опроса, проведению пробного обследова­ния, составлению программ разработки материалов. Формули­ровка цели и задач исходит из значения исследуемой проблемы, потребности практики в информации о явлениях общественной жизни, реакции населения на события в стране, проводимые соци­альные мероприятия.

Объектом опроса при статистическом обследовании выступают социальные группы, жители регионов, отдельные коллек­тивы, а единицей опроса служит личность, ее мнение о явлениях общественной жизни. Единицы опроса (наблюдения) опре­деляются очень тщательно. На стадии подготовки выборочного наблюдения формируется и выдвигается рабочая гипотеза.

Гипотеза — предположение для объяснения фактов и явлений, которые в ходе обследования можно утвердить или опровергнуть.

Рабочая гипотеза может формироваться и на основе лишь теоре­тического знания. С помощью гипотезы разрабатывается про­грамма или анкета обследования. Анкета изучения общественного мнения имеет ряд особенностей, обусловливаемых объектом и единицами наблюдения.

Составление анкеты надо начинать с обращения к опрашивае­мому (респонденту). В обращении кратко излагаются цели и задачи исследования, правила заполнения анкеты и порядок возврата. Главная задача обращения состоит в том, чтобы заинтересовать респондента в обсуждении проблемы, вызвать его доверие, го­товность на сотрудничество, обеспечить искренность в ответах. При составлении анкеты следует учитывать, что время на ее за­полнение не должно превышать 30—40 мин. Наиболее сложные вопросы рекомендуется располагать в середине анкеты, а к концу ее трудность должна снижаться.

Вопросы в анкете объединяются в блоки: адресная часть, мнение опрашиваемого по данной проблеме, социально-демо­графическая характеристика респондента, пол, возраст, общест­венная группа. Адресная часть включает минимальное число дан­ных; республику, край, область, город, село. Как правило, блок вопросов по существу проблемы начинается с общего вопроса, ха­рактеризующего проблему в целом, после чего следуют частные вопросы. В анкеты могут включаться вопросы-«фильтры", выяв­ляющие отношение и осведомленность опрашиваемых по теме опроса, их знания, компетентность для мотивации мнения по проблеме.

Специфика выявления общественного мнения состоит в том, что источником первичной информации выступает человек, поэ­тому нужно учитывать ряд психологических особенностей. Следу­ет иметь в виду, что мнение человека неустойчиво и не всегда оп­рашиваемый желает высказывать собственное мнение, особенно в тех случаях, когда оно расходится с мнением большинства. Пра­ктика проведения опросов выработала специальные приемы, с помощью которых проверяются устойчивость и искренность от­ветов. Один из таких приемов — включение в анкету контрольных вопросов.

Вопросы могут быть закрытыми или открытыми. На открытые вопросы опрашиваемые отвечают в свободной форме, и, как пра­вило, ответы содержат большую и разнообразную информацию. Однако закрытые вопросы обеспечивают наиболее полную и целе­направленную информацию. Варианты ответов при постановке за­крытого вопроса должны обеспечивать взаимоисключаемость ответов, т. е. невозможность одновременно двух или более пра­вильных ответов, предложенных в подсказке на поставленный во­прос. Подсказки должны обеспечивать полноту, исчерпываемость ответов путем включения в него противоположных и исключающих ответов. Если же в вопросе вскрываются причины явления, то допустимо использование нескольких ответов.

Группа вопросов, характеризующих социально-демографи­ческое положение опрашиваемого, обычно помещается в конце анкеты. Это диктуется тем, что вопросы о личности, расположенные в начале анкеты, могут насторожить респондента и привести к ис­кажению достоверности ответов.

При проведении обследований с целью выявления общест­венного мнения особое значение придается подготовке кадров счетчиков. От счетчиков требуются специальная подготовка, умение начать беседу, расположить к себе опрашиваемого, вы­звать интерес у опрашиваемого и желание искренне ответить на вопросы, проявить такт, терпение.

Информация об общественном мнении может быть получена на основе: массового, стихийного, организованного, открытого, однократного, многократного наблюдения; изучения документов; общественных обсуждений — всенародных, региональных, от­дельных социальных групп, отдельных лиц, конференций, съездов; научных, методологических опросов; интервью; анкетирования.

Основным инструментом проведения таких опросов является анкета, заполняемая счетчиком на основе ответов респондентов. Единовременные обследования могут быть сплошными и выборо­чными. При исследовании общественного мнения используются следующие виды отбора единиц из совокупности: собственно слу­чайный, механический, типический, серийный, комбинированный, многофазный, взаимопроникающий, стратифицированный, квотный. Наиболее распространен типический, который обеспечивает наименьшую ошибку представительности (репрезентативности).

Обработка данных об общественном мнении производится следующими методами: группировки — одномерные (по одному признаку), двухмерные, трехмерные, относительные и средней величины, корреляционный и регрессионный анализ, показатели динамики.

Опросы общественного мнения сегодня широко применяются для выявления отношения общественности к актуальным проб­лемам внутренней и внешней политики. Умело организованный опрос населения позволяет формировать общественное мнение в интересах правящей элиты, манипулировать им при выработке и корректировке политического курса.

Опросом общественного мнения в нашей стране широко за­нимаются информационные компании, редакции журналов, газет, отечественные и зарубежные центры, в том числе филиал Инсти­тута общественного мнения Г. Гэллапа (США), Центр по изучению общественного мнения при колледже Уильямса и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

7

1.1. Понятие «социальная статистика»

7

1.2. Взаимосвязь социальной статистики

с другими науками

8

1.3. Предмет исследования в социальной статистике

9

1.4. Актуальность социальных проблем

11

1.5. Основные задачи социальной статистики

12

1.6. Практическое использование данных

16

1.7. Объекты социальной статистики

19

1.8. Обобщение информации по социальной сфере

21

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ

25

2.1. Характеристики состава населения. Информационная база

25

2.2. Группировки населения и система показателей

29

2.3. Методы изучения динамики состава населения

41

Глава 3. СТРУКТУРА СЕМЕЙ И ДОМОХОЗЯЙСТВ

50

3.1. Семья в системе общественных отношений

50

3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения

52

3.3. Типология семей и домохозяйств

58

3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств

65

Глава 4.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ

СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

72

4.1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие

72

4.2. Социальные нормативы и потребности

73

4.3. Задачи изучения уровня жизни

75

4.4. Системы показателей

77

4.5. Общая оценка уровня жизни

82

4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала

89

Глава 5. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

97

5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения

97

5.2. Концепция доходов Дж. Хикса и система макропо­казателей, характеризующая доход в СНС

98

5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют

102

5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе

111

5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств

115

5.6. Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств

119

5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)

121

5.8. Дифференциация доходов

124

5.9. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности

135

5.10. Индексация доходов

143

Глава 6. СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЕМ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

148

6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование

148

6.2. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне

153

6.3. Фонд потребления населением основных продуктов питания

155

6.4. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств

156

6.5. Методы изучения дифференциации потребления

172

6.6. Прожиточный минимум и потребительский бюджет

177

6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен

183

6.8. Индекс потребительских настроений. Индекс потребительских ожиданий населения

203

6.9. Модели потребления

211

Глава 7. СТАТИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

225

7.1. Задачи статистики. Источники данных

225

7.2. Характеристика жилищных условий

231

7.3. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда

240

7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи

244

7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры

251

7,6. Рынок жилья

259

Глава 8. СТАТИСТИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ.

272

8.1. Бюджет времени населения, его структура

272

8.2. Показатели использования свободного времени

276

Глава 9. СТАТИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ.

282

9.1. Задачи статистики. Источники данных

282

9.2. Уровни занятости и безработицы

285

9.3. Трудоустройство населения

300

9.4. Состав безработных

304

9.5. Состав занятых

311

9.6. Содержание труда

318

9.7. Критическая зона рынка труда

334

Глава 10. САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА

339

10.1. Задачи статистики. Источники данных

339

10.2, Показатели здоровья населения

342

10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма

356

10.4. Клиническая статистика

364

Глава 11. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

369

11.1. Источники информации

369

11.2. Уровень образования населения

370

11.3. Международные классификации и системы

показателей в статистике образования

380

11.4. Российская система образования

382

11.5. Дошкольное обучение

385

11.6. Статистика школьного и внешкольного образования

388

11.7. Методика изучения социально- профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ

394

11.8. Профессиональное образование

398

11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали

403

Глава 12. СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА

409

12.1. Источники информации

409

12.2. Обеспечение населения информацией

411

12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма

419

Глава 13. МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА.

433

13.1. Понятие «моральная статистика», задачи статистики

433

13.2 Методические основы

438

13.3. Правовая статистика

444

Глава 14. СТАТИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

454

14.1. Задачи и структура. Источники данных

454

14.2. Показатели статистики

459

14.3. Характеристика общественного мнения

468