5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей (коэффициент товарности превышал 0,3) в больших объемах вывозилась за пределы республики для удовлетворения общесоюзных потребностей.
Экономика Республики Беларусь унаследовала ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис: несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу; :шерго-и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов; недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих иысокую долю добавленной стоимости.
Основой трансформации экономики должна была стать структурная перестройка. Структурная перестройка экономики на нервом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее фор- ми): во-первых, в результате разрушения сложившихся
экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование.
Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство с использованием двух- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых стимулов инновационной активности. Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новой стадии прогресса человеческого общества - постиндустриальной.
Важным показателем трансформации экономики является институциональная структура экономики, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов . экономики по формам собственности и уровень развития рыночных отношений в стране. В 2003 г. доля государственной собственности по численности работников составляла 52,9%, частной (негосударственной) - 46,1, иностранной - 1,0 %. В институциональной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (50,9 % в 2009 г.), в том числе смешанной с иностранным участием (3,2 %), а также иностранной (1,6 %) (табл. 10).
Таблица 10
| ю съ | О Ф | О | СЧ о | to о | «Я1 о | ю о | «о о | г- о | 00 о | О О |
|
| CN | сч | сч | сч | сч | сч | CN | CN | сч | СМ |
Всего занято в экономике | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
но формам собствен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
государст венная | 59,8 | 57,2 | 57,2 | 55,1 | 52,9 | 52,4 | 51,9 | 51,4 | 50,8 | 50,0 | 47,5 |
частная | 40,1 | 42,4 | 42,2 | 44,0 | 46,1 | 46,4 | 46,8 | 47,3 | 47,7 | 48,4 | 50,9 |
смешанная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с иностранным учас | 0,5 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,2 | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,9 | 3,2 | 3,2 |
тием |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
иностранная | 0,1 | 0,4 | 0,6 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,6 |
Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям страны, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.
Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор, 2) промышленный сектор, 3) сектор услуг. В Республике Беларусь прослеживается следующая структура ВВП: 41,2 % приходится на производство товаров (7,8 % ВВП формируется в сельскохозяйственном секторе, 25,3 % ВВП - в промышленном секторе) и 44,7 % ВВП - в секторе услуг. Согласно НСУР I ’сспублики Беларусь до 2020 года прогнозируется провес- МІ структурную трансформацию национальной экономики
Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)
Республики Беларусь в следующем направлении: 7 % ВВП должно формироваться в сельскохозяйственном секторе, 28 % ВВП - в промышленном секторе и 65 % ВВП должно создаваться в секторе услуг, с учетом роста производства по всем секторам национальной экономики (табл. 11).
Таблица 11
№ | Отрасли национальной экономики | Отраслевой вес (в продстах к итогу) | |
2000 г. | 2009 г | ||
1. | Промышленность | 26,5 | 25,3 |
2. | Сельское хозяйство | 11,6 | 7,8 |
3. | Строительство | 6,4 | 10,7 |
4. | Транспорт и связь | 11,1 | 8,9 |
5. | Торговля и общественное питание | 9,5 | 10,7 |
6. | Чистые налоги на продукты | 14,5 | 14,1 |
7. | Прочие отрасли | 20,4 | 25,3 |
Наибольший удельный вес в отраслевой структуре занятых занимает промышленность - на ее долю приходится четвертая часть всех занятых. Заметно уменьшается доля сельского и лесного хозяйств и существенно возрастает удельный вес занятых в сфере услуг, что свидетельствует о совершенствовании структуры экономики республики (табл. 12).
Под воздействием НТГІ и структуры потребления, изменений условий обеспечения топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами происходят структурные сдвиги и внутри промышленности. Однако доминирование так называемых традиционных перерабатывающих отраслей (тяжелое машиностроение, сельское хозяйство, химия, нефтехимия, металлургия) без наличия собственных ресурсов и внутреннего рынка сбыта сохраняется (табл. 13).
Сегодняшняя структура белорусской экономики такова, что основной объем промышленного производства дают так называемые валообразующие предприятия. По данным за 2009 год, крупнейшие предприятия страны (их около сотни) произвели 54,8 % промышленной продукции.
Таблица 12
Распределение численности занятого населения по отраслям экономики (в процентах к итогу)
Ха | Отрасли национальной | Распределение численности занятого населения (в процетах к итогу) | |
|
| 2000 г. | 2009 г |
1 | Промышленность | 27,6 | 25,8 |
| Сельское хозяйство | 14,1 | 9,5 |
3 | Строительство | 7,0 | 9,1 |
4 | Транспорт и связь | 7,2 | 7,6 |
5. | Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки | 12,0 | 14,7 |
6. | Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 7,3 | 7,2 |
7 | Образование | 10,4 | 9,2 |
8. | Прочие | 14,4 | 16,5 |
Таблица 13
Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности в 2009 году (в процентах к итогу)
№ | Отрасли промышленности | Удельный вес продукции (в процентах к итогу) |
1 | Электроэнергетика | 7,5 |
9 | Топливная | 23,1 |
3 | Химическая и нефтехимическая | 12,1 |
4. | Машиностроение и металлообработка | 20,6 |
5. | Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 3,2 |
6. | Промышленность строительных материалов | 4,5 |
7 | Легкая | 3,8 |
8 | Пищевая | 17,2 |
9. | Прочие | 8,0 |
Традиционно Республика Беларусь является экспортно-ориентированной экономикой. Важной задачей остается совершенствование товарной структуры экспорта с целью снижения доли сырья и роста доли высокотехнологичного экспорта (в 2009г. - 3 %) (табл. 14).
Таблица 14
Товарная структура экспорта и импорта в 2009 году (в процентах к итогу)
№ | Продукция | Экспорт (в процентах к итогу) | Импорт (в процентах к итогу) |
1. | Машины, оборудование и транспортные средства | 15,7 | 22,5 |
2. | Продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити) | 18,2 | 12,4 |
3. | Минеральные продукты | 37,9 | 40,3 |
4. | Черные, цветные металлы и изделия из них | 6,9 | 8,8 |
5 | Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 10,7 | 8,2 |
6. | Прочие | 10,6 | 7,8 |
Путь от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты современного этапа структурной трансформации Республики Беларусь.
Структурная перестройка неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Республики Беларусь базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями. В 2009 году инвестиции в основной капитал осуществлялись в основном за счет средств бюджета - 22,2 %, собственных средств организаций - 36,7 %, кредитов банков - 26,4 %, иностранных источников -2%.
Важной задачей является повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата. В настоящее время уже реализован комплекс мер по либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято порядка 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности Правительства в улучшении делового климата. Беларусь заняла 58 место по упрощению условий для ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием IFC и Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010: Проведение реформ в трудные времена», поднявшись почти на 60 позиций за последние два года.
Тема 6
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели