logo search
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных по­требностей. Различают промежуточное и конечное потребление.

Промежуточное потребление (отражено в счете производства Системы национальных счетов — СНС) представляет собой стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предостав­ленных в течение данного периода с целью производства другим продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги.

Конечное потребление, или собственно потребление населения (отражено в счете использования доходов Системы национальных счетов), — расходы хозяйственных единиц на продукты и услуге используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств (основного сектора внутренней экономики) финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений (другого сектора экономики) — за счет государственного бюджета; hi коммерческих общественных организаций (еще одного из секторов) — за счет добровольных взносов членов этих организаций пожертвований, а также доходов от своей собственности.

В структуре потребления населения выделяются потребитель­ские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.

Платное потребление осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует от­нести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяй­ствами для собственных нужд.

Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военно­служащими срочной службы, воспитанниками детских домов. живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).

Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства — служить потреблению. Уровень по­требления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения вы­ражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

В странах в разных формах действует система администра­тивно-правового механизма защиты интересов потребителей, что отвечает изданным ООН "Руководящим принципам по защите интересов потребителя". Последние представляют собой своего рода хартию прав потребителей, где предусмотрена необходи­мость обеспечения физической их безопасности, защиты эконо­мических интересов, разработки стандартов на изделия и услуги, возмещения убытков потребителей.

В США в 1962 г. президент Дж. Кеннеди предложил билль "О правах потребителей", в котором декларировались права: на бе­зопасность, на информацию, на выбор, право быть услышанным. В Японии в сфере правовой защиты потребителей действуют бо­лее 50 общенациональных законов, десятки указов и распоряже­ний местного самоуправления. Основным же правовым докумен­том является Основной закон об охране интересов потребителей (1968г.). В Великобритании в 1984 г. опубликована "Белая книга", '"освященная обеспечению безопасности товаров, на основе которой в 1987г. принят и соответствующий закон, предусматрива­ющий ответственность за ущерб, нанесенный потребителю дефектами изделия. В Австрии действует около 200 законов, охраняющих права потребителей, с 1988 г. — Закон об ответст­венности за качество продукции. Во Франции еще в 1905 г. принят Закон о фальсификации и подлогах в области товаров и услуг. В 1978 г. одобрен Закон об охране прав и информации потребителей.

В конце 20-х гг. в США зародилось потребительское движе­ние. В 1936 г. впервые появился Союз потребителей США, суще­ствующий до сих пор. С 1960 г. движение приняло международ­ный характер — именно тогда была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге (Ни­дерланды). Сейчас в мире действуют: Европейское бюро потре­бительских союзов (в Брюсселе, с 1962 г.), Британская ассоциа­ция потребителей (с 1957 г.), Федеральный союз потребителей (во Франции, с 1951 г.), Национальное общество защиты потре­бителей (в Австрии, с 1976 г.), Японская ассоциация потребителей, Всеяпонский совет связи потребительских организаций. Японский центр потребителей (с 60—70-х гг.), Всепольская федерация по­требителей (с 1981 г.), Союз китайских потребителей (с 1984 г.) и др.

В России приняты некоторые законодательные акты, защи­щающие интересы потребителя. Об актах, гарантирующих мини­мальный доход (минимальные заработную плату, пенсии, стипен­дии, пособия и т. д.), социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, социальную защиту населения в связи с ростом цен и инфляции, уже упоминалось ранее. Здесь сошлемся на Закон СССР "О защите прав потребителей", принятый в 1991 г. Основные положения этого закона нашли отражение в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденном в 1993 г. В нем определены общие правовые, эко­номические и социальные основы защиты прав граждан — потре­бителей продукции. Определено, в частности, что любой потреби­тель имеет право на: государственную защиту своих интересов; гарантированный минимальный уровень потребления; надлежа­щее качество продукции; безопасность продукции, полную и до­стоверную информацию о ней; возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества; об­ращение в суд и другие государственные органы; объединение в общественные организации потребителей.

На страже интересов потребителей стоит Международная ор­ганизация по стандартизации (ISO), включающая национальные и государственные системы стандартизации. Наиболее известными из них являются Американский национальный институт стандартов (ANSI), Французская ассоциация по стандартизации (APNOR), Институт стандартизации Германии (DIN), Британская организа­ция по стандартизации (BSI).

В российском законодательстве в 1993 г. были приняты два за­кона: "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".

Под сертификацией продукции понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Одной из целей сертификации являются содейст­вие потребителям в компетентном выборе продукции и защита их от недобросовестности изготовителя. Законом определен поря­док обязательной сертификации продукции и услуг (она возло­жена на Госстандарт России) и добровольной сертификации (ее вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистриро­вавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России). Результаты сертификации отражаются в сертификате соответствия — документе, подтверждающем соответствие серти­фицированной продукции установленным требованиям.

Стандартизация деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требова­ний), предъявляемых к ним, в целях обеспечения: их качества в соответствии с уровнями развития науки, техники и технологии; бе­зопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; единства измерений, взаимозаменяемости продукции, экономии всех видов ресурсов и т. д.

Организация этой работы также возложена на Госстандарт России, разрабатывающий государственные стандарты. Стандар­ты же отраслей и стандарты предприятий подготавливаются соответствующими ведомствами, но они не должны нарушать обяза­тельных требований государственных стандартов. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов мо­жет подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам- Госстандарт России устанавливает порядок государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стан­дартов со стороны всех хозяйствующих субъектов. Этот контроль осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Опираясь на Закон РФ "О защите прав потребителей", в том же году правительством утверждены "Правила продажи отдель­ных видов продовольственных и непродовольственных товаров", в которых определены основные требования в части продажи хлеба и хлебобулочных изделий, мясных и молочных продуктов, яиц, рыбной продукции (из продовольственных товаров), тканей, одежды, обуви, радиотоваров и электробытовых товаров (из не­продовольственных товаров). В них предусмотрено, в частности, что на каждую партию реализуемых товаров торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную ко­пию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Оно несет ответственность за качество реализуемых товаров.

Правилами предусмотрен порядок замены некачественного товара и особо определен перечень товаров длительного поль­зования и непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (изделия из драго­ценных металлов, ткани, бельевой трикотаж, белье, чулочно-носочные изделия, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, предметы личной гигиены и др.). На некоторые товары не распространяется требование потребителя о немед­ленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара (автотранспортные средства, мебель, элек­тробритвы, медицинские электрорефлекторы, электробытовые приборы для термической обработки продуктов и приготовления пищи и др.).

Россия все активнее использует штриховое кодирование то­варов, распространенное в международной практике и являюще­еся эффективным средством контроля качества продукции и ее соответствия первоначально заданному образцу. Штриховой код (небольшой квадрат с белыми и черными линиями и набором цифр под ними) — это международный товарный номер ЕАН (Ме­ждународной ассоциации товарной нумерации). Он появился в США примерно двадцать лет назад, а сегодня действует уже во многих странах мира, в том числе и в СНГ (СССР в 1987 г. стал 46-м членом ЕАН). В России создана Внешнеэкономическая ассоциа­ция в области автоматической идентификации — ЮНИСКАН, ко­торая выдает штриховые коды и регистрирует отечественные фирмы. Товарный знак ЕАН имеют не только различные виды то­варов, но и каждый вариант товара в зависимости от типа, разме­ра и оформления, а также все его модификации, обладающие иными потребительскими свойствами.

Штриховой код для каждого товара уникален. Номер его со­стоит чаще всего из 13 цифр (для маркировки мелких развесных товаров и небольших по размерам применяется сокращенный шифр из 8 знаков). Первые две цифры (возможен вариант и три) — страна-изготовитель (например, США и Канада — от 00 до 09, Франция — от 30 до 37; Германия — от 40 до 43; Япония — от 45 до 49; Великобритания — 50; Дания — 57; Финляндия — 64; Шве­ция — 73; Италия — от 80 до 83; страны бывшего СССР — от 460 до 469 и т. д.). Следующие пять цифр (возможен вариант и четыре, если для страны отведено три цифры) — данные о предприятии-изготовителе, еще пять — некоторые характеристики товара (его масса, цвет, размер и т. д.). Последняя цифра — контрольная, она необходима для проверки правильности считывания кода специ­альным электронным устройством — сканером. Возьмем, к примеру, код 460 1234 67890 3 и дешифрируем его: 460 — Российская Федерация; 1234 — завод алюминиевых конструкций (г. Мытищи, улица Северная, 7, тел. 5-67-23, телефакс — 5-67-28); 67890 — ложка алюминиевая, десертная, штампованная, декоративная.

На мировом рынке сегодня отсутствие кода значительно сни­жает конкурентоспособность продукции. В некоторые страны, например в США, Канаду, Японию, реализовать товар без соот­ветствующего знака на упаковке невозможно.

Основные задачи статистики потребления населения как важ­нейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потреби­тельских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, поку­пательной способности денег.