6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
Денежно-кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка.
Денежная система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О национальном банке РБ» и последующими законодательными актами, определяющими законодательными актами. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только к наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РБ» и ст. 136 Конституции РБ в стране сфор- міірована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные, акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс РБ, вступивший в силу с 1 января 2001 г.
Банковский сектор Республики Беларусь на 1 января 2010 г. включал 32 действующих банка. Доминирующие позиции на нем занимают банки государственной формы собственности, структура совокупного уставного фонда банковского сектора в 2009 году претерпела серьезные изменения.
Сохранение привлекательности финансового сектора Республики Беларусь для иностранных инвесторов (в том числе осуществление продажи ОАО «БПС-Банк» Сбербанку России) обусловило значительный рост в 2009 году доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банковского сектора с 17 % до 27,3 %, и увеличение количества банков, контролируемых иностранным капиталом, с 20 до 23. В то же время доля государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, снизилась с 80,5 % до 70 %, количество государственных банков сократилось с 5 до 4; количество частных банков сократилось с 6 до 5. По состоянию на 1 января 2010 г. индивидуальные международные рейтинги имели 10 банков, при этом 8 из них были присвоены рейтинги агентством Fitch Ratings, 6 - агентством Moody’s Investors Service и 1 банку - агентством Standard & Poor’s.
Уровень концентрации в банковском секторе за 2009 год снизился. В начале 2010 года на долю 5 крупнейших банков приходилось 84 % активов и 76,9 % капитала банковского сектора (в начале 2008 года - 85,1 и 82,2 % соответственно). Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана, рассчитанного по активам, на 1 января 2010 г. составило 0,2495 (в 2008 г. - 0,2363), индекса Джини - 0,817 (в 2008 г. - 0,821).
Общий объем заработанной банковским сектором в 2009 году прибыли составил 1084,2 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2008 года. Однако рентабельность активов (до вычета налогов) в 2009 году возросла незначительно - с 1,90 до 1,96 %, рентабельность капита
ла (до вычета налогов) существенно снизилась - с 13,03 до 11,93 %, что было обусловлено высокими темпами наращивания капитала банковского сектора в конце 2009 года.
Выделение составных элементов в структуре рентабельности капитала показывает, что основными факторами, оказавшими в 2009 году понижающее влияние на рост рентабельности капитала, стали снижение доходности активов, взвешенных с учетом риска, а также маржи прибыли. В IV квартале 2009 г. дополнительным сдерживающим фактором стало уменьшение финансового левириджа.
Ухудшилось качество кредитов, предоставленных юридическим лицам, высокие темпы роста проблемной задолженности в 2009 году были характерны для предприятий и организаций, занятых во всех отраслях экономики. Особенно в 2009 году возрос объем проблемных кредитов, предоставленных предприятиям промышленности, - на 849,1 млрд рублей (в 3,1 раза), предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом и предоставляющим потребителям услуги по аренде и прочие услуги, - на 425,3 млрд рублей (в 23,3 раза), а также предприятиям сельского хозяйства - на 396 млрд рублей (в 3 раза).
Объем проблемных кредитов населению вырос в 2009 году на 78,9 млрд рублей, или в 2 раза, при этом наибольшие трудности физические лица испытывали при обслуживании кредитов, полученных в иностранной валюте. Несмотря на то что за 2009 год остаток задолженности населения перед банками в иностранной валюте значительно сократился, проблемная задолженность росла темпами, намного превышающими их рост в белорусских рублях, - 190,2 процента и 36 % соответственно.
К началу 2010 года объем проблемных активов банковского сектора достиг 3,01 трлн рублей, доля проблемных активов в общей сумме активов банковского сектора, подверженных кредитному риску, увеличилась с 1,68 % на 1 января 2009 г. до 4,24 % на начало 2010 года. Доля проблемной задолженности предприятий, занятых в промышленности и сельском хозяйстве, сложилась на уровне, превышающем 5 %.
Объемы внешних заимствований банковского сектора на I января 2010 г. достиг 3547,2 млн долларов США. В структуре внешнего долга банковского сектора по состоянию на
1 января 2010 г. преобладали средства, привлеченные на срок более 1 года.
Для восстановления ценовой конкурентоспособности белорусской продукции на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 %, к евро - на 20,3 %, к российскому рублю - на 17,3 %. Одновременно Национальный банк перешел к использованию нового механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, в которую вошли с равными долями доллар США, евро и российский рубль. На момент введения корзины ее стоимость составила 960 белорусских рублей. Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют был установлен в пределах плюс/минус 10 процентов от центрального значения.
На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению со 2 января 2009 г. на 7,9 процента.
К началу 2008 г. в обращении находилось 4,8 млн карточек международных и внутренних систем расчетов (прирост за год составил 24 %). Количество функционирующих банкоматов достигло 2025 единиц (прирост 31 %), инфо- киосков - 1360 (прирост 39 %), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - 9205 (прирост 52 %). Количество организаций торговли (сервиса), оснащенных платежными терминалами, увеличилось до 6654. За истекший год их число возросло на 36 % (на 1775 единиц).
Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2007 г. характеризуется следующими показателями: проведено 52,6 млн платежей на сумму 510 трлн руб. Количество проведенных платежей в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 8,5 процента, сумма - на 8,2 процента. В 2007 г. среднедневной оборот составил 2 трлн руб. (208,9 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в 2007 г., увеличение объемов совершаемых банками опе
раций на валютном и фондовом рынках, а также на рынке межбанковских ресурсов.
В 2009 г. завершена модернизация центрального вычислительного комплекса и реализация банками мероприятий, обеспечивающих формирование и передачу на обработку в АС МБР полноформатных электронных платежных документов и их архивирование, принятие мер по повышению надежности автоматизированных банковских систем позволили осуществить перевод всех межбанковских платежей на обработку в гибридную систему BISS.
В 2009 году в системе BISS проведено 56 387,9 тыс. платежей (среднедневное количество платежей - 221,1 тыс. единиц) на сумму 1 191 7.77,0 млрд руб. (среднедневной оборот по сумме - 4 673,6 млрд руб.). Количество платежей, проведенных в системе BISS в 2009 году, по сравнению с 2008 годом сократилось на 2,5 процента, сумма платежей увеличилась на 55,3 процента. Несвоевременно исполненные (аннулированные) платежи из-за недостаточности денежных средств на корреспондентских счетах банков отсутствовали. Параметр доступности АС МБР для банков в 2009 году составил 99,97 % дневного фонда рабочего времени.
В функциональном компоненте АС МБР - гибридной системе BISS реализованы процедуры управления кредитным риском и риском ликвидности на основе разделения платежного потока на срочные (обработка в режиме реального времени) и несрочные (проведение расчетов на основе петтинга) электронные платежные документы, предоставления возможности получения комплексной информации о состоянии корреспондентского счета банка - участника, осуществления Национальным банком постоянного мониторинга межбанковских расчетов в режиме on-line, контроля состояния расчетов банков и очереди ожидания средств, а также другие меры по ограничению рисков.
Для минимизации риска ликвидности Национальным банком применяются экономические меры по регулированию межбанковских расчетов, направленные на обеспечение равномерности распределения платежного потока в течение операционного цикла.
Ценовая политика Национального банка в сфере оказания расчетных услуг основана на дифференциации тарифов
в зависимости от времени передачи банками электронных платежных документов в систему. Установление более высокой стоимости услуг к концу операционного дня привело к увеличению по сравнению с 2008 годом количества документов, поступающих от банков в систему BISS в первой половине операционного дня, на 3,5 процентного пункта.
Реализация комплекса мер нормативно-правового и программно-технического характера позволила сократить в 2009 году продолжительность операционного дня системы BISS на 1 час, что показательно с точки зрения снижения расчетного риска в платежной системе. При этом продолжительность операционного времени для приема клиентских платежей не сокращалась.
Завершена модернизация распределенного центра данных программно-технического комплекса АС МБР, введена в промышленную эксплуатацию вторая очередь телекоммуникационной сети, что позволило повысить производительность, емкость, пропускную способность и надежность сетей, снизить риск сбоев и отказов в программно-техничес- кой инфраструктуре за счет устранения «единичных точек отказа» оборудования каналов связи между основным и резервным вычислительными центрами.
Закончена модернизация Центрального архива межбанковских расчетов, посредством которой банкам предоставлена возможность централизованного хранения электронных документов по межбанковским расчетам в Национальном банке.
В 2009 году разработан каталог угроз в АС МБР, содержащий описание всех угроз, меры по их нейтрализации и снижению возможного ущерба. В каталоге определяются основные подходы к оценке критичности объектов угроз в АС МБР, результатом которой является установление степени значимости каждого критичного ресурса АС МБР при проведении межбанковских расчетов.
Управление рисками в платежной системе осуществлялось на базе мероприятий, направленных на достижение полного соответствия Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (г. Базель, Швейцария).
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели