logo search
250483_2F497_eliseeva_i_i_socialnaya_statistika

6.8. Индекс потребительских настроений.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ

С целью прогнозирования поведения потребителей рассчи­тываются специальные показатели: индекс потребительских на­строений и индекс потребительских ожиданий населения. Ин­декс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993—1996 гг., в настоящее время—Фондом "Индекс потреби­тельских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на ме­тодике их построения.

Изучение динамики ИПН в России дает возможность мак­роэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и по­требительского поведения.

ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому поло­жению населения и экономики в целом, к оценке ближайших пер­спектив их развития:

• Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.?

• Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.?

• Если говорить об экономических условиях в стране в це­лом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для эконо­мики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?

• Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для эко­номики страны хорошим или плохим временем?

• Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы счи­таете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.

Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН — неза­висимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов насе­ления и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массо­вого потребителя.

Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репре­зентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек оп­роса —101, число опрошенных — 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы дина­мики отдельных факторов, формирующих потребительское по­ведение населения, а именно динамики:

• текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса);

• представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг);

• склонности к потреблению в целом.

Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление от­рицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отри­цательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 озна­чает преобладание негативных оценок в обществе.

Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комп­лексного процесса формирования и реализации конечного по­требительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс— ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993— 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменял­ся — все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потреби­тельских настроений, как показывает ИПН, остается в целой пре­жним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии опти­мизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население ста­новится менее привередливо в отношении настоящего, все боль­ше учится жить в данных конкретных условиях.

Индекс склонности населения к потреблению единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий ИПО. Целью обследования является определение особенностей измене­ния потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием постав­лены следующие задачи:

• изучение мнения населения о динамике общей экономиче­ской ситуации;

• изучение мнения населения о динамике личного материаль­ного положения;

• изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений;

• расчет частных и обобщающих показателей потребитель­ских ожиданий;

• исследование потребительского поведения и потреби­тельских предпочтений населения:

• анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.

Объект обследования — население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания — предмет обследова­ния. Единица наблюдения — отдельный человек (респондент). Ме­тод обследования — опрос по единообразной анкете по месту жи­тельства респондентов.

Территориальные органы государственной статистики про­водят сбор первичной информации, ее контроль и создают элек­тронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.

Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", ин­струкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситу­ации, о личном материальном положении респондента, о конъ­юнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих по­казатели, по которым производится анализ данных о потреби­тельских ожиданиях населения.

В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший оп­рос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.

В сводных таблицах приводятся характеристики совокупно­сти респондентов и их домохозяйств, распределение ответов ре­спондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов по­требительских ожиданий населения.

Опросный лист обследования потребительских ожиданий на­селения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведе­ния населения в странах Европейского союза, США и др. Для рас­четов частных и обобщающих индексов мнения потребителей ис­пользуется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского универси­тета (США).

Основные положения применяемых методик совпадают. Име­ются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алго­ритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количе­ственных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.

Частные индексы предназначены для изучения и оценки мне­ния населения по отдельным социально-экономическим аспек­там общественной жизни:

• экономической ситуации России (произошедшим измене­ниям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);

• текущему экономическому состоянию территории;

• ожидаемому изменению цен;

• ожидаемому изменению числа безработных;

• личному материальному положению (текущему состоянию, произошедшим изменениям и ожидаемым изменениям);

• условиям для крупных покупок и формированию сбережений. Частные индексы рассчитываются по относительным показа­телям распределения ответов респондентов на вопросы опрос­ного листа. В расчетах используется разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов.

Обобщающие индексы (индекс уверенности потребителя, ин­декс потребительских настроений, индекс текущего состояния рынка, индекс экономических ожиданий) рассчитываются как средние арифметические значения ряда частных индексов:

• уверенности потребителя — на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране, благоприят­ности условий для крупных покупок;

• потребительских настроений — на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях ли­чного материального положения, ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране на краткосрочную и дол­госрочную перспективы, благоприятности условий для крупных покупок;

• текущего состояния рынка — на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного матери­ального положения, благоприятности условий для крупных покупок;

• экономических ожиданий — на основе частных индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на кратко­срочную и долгосрочную перспективы. При анализе обобщающих и частных индексов потребитель­ских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения ин­декса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение — рост пессимизма.

Обследование потребительских ожиданий населения органи­зуется как выборочное. Применяется территориальная много­ступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйств, подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, пред­ставляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографи­ческую структуру всех типов домохозяйств, за исключением кол­лективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, до­мах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных об­щинах и прочих коллективных жилых помещениях).

Формирование стратифицированной (территориальной) вы­борки, которая была использована для отбора конкретных домо­хозяйств в выборочную совокупность обследования потреби­тельских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих условий и ограничений.

1. Общий объем выборочной совокупности равен 5 тыс. рес­пондентов. При определении объема выборки учитывались такие факторы, как аналитические потребности дальнейшего диффе­ренцированного анализа данных по каждой из значимых для це­лей и задач обследования групп респондентов, соображения экономического характера, необходимость оперативного полу­чения информации, общие требования к точности результатов, отсутствие количественных и качественных показателей по рас­сматриваемой проблеме, значительные размеры генеральной совокупности и ее территориальное размещение.

2. Численность подвыборок, отобранных от каждого региона (субъекта) РФ, участвующего в обследовании потребительских ожиданий населения, не должна быть малой (менее 30 единиц).

3. Структура общероссийской выборочной совокупности дол­жна учитывать доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) насе­ления отдельных регионов в общей численности взрослого насе­ления России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса-

Эти условия можно обобщить:

если

где объем выборочной совокупности;

— объем подвыборки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);

— номер субъекта РФ, где проводится обследование потреби­тельских ожиданий населения; i = 1,…,88;

— доля взрослого населения региона s общей численности взро­слого населения России.

4. Структура подвыборки для каждого региона должна учиты­вать структуру населения этого региона, проживающего в насе­ленных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:

где — объем подвыборки внутри региона по типу населенного пунк­та и его размеру по численности проживающих;

— номер группы населенных пунктов по типу и размеру по чис­ленности проживающих; k= 1,…,h [h — число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем об­следовании) =5)];

— доля населения региона, проживающего в населенных пунк­тах определенного типа и определенного размера по числен­ности населения, в общей численности населения региона.

Конкретные домашние хозяйства для участия в опросе еже­квартально отбираются территориальными органами государст­венной статистики методом случайного отбора.

В каждом домохозяйстве опрашивается только один человек. Отбор респондента для опроса осуществляется "методом пос­леднего дня рождения", т. е. в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был бли­жайшим ко дню проведения опроса.

Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специ­альная техника взвешивания с учетом показателей, определяе­мых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунк­тов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешива­ния разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов:

• для проведения взвешивания в пределах регионов по половозрастной структуре взрослого населения региона, по структуре населенных пунктов региона (их типу и раз­меру по численности населения), по структуре регионов с учетом национальных округов;

• для проведения взвешивания в целом по России

по региональной структуре численности взрослого насе­ления России,

по половозрастной структуре взрослого населения России, по структуре населенных пунктов России (их типу и раз­меру по численности населения).

В общем виде формула для расчета весов имеет вид:

где вес по признаку g;

— доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой д;

— общее число опрошенных;

— число опрошенных, обладающих характеристикой д.

Рассчитанные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опрос­ному листу (каждому респонденту) и используются при формиро­вании сводных итогов. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование сис­темы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.

Выборка, сформированная для обследования потребитель­ских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографиче­ским показателям. Ошибки выборки рассчитываются по форму­лам ошибки многоступенчатой выборки с учетом стратификации.

Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достато­чной степенью надежности проводить расчеты индексов потре­бительских ожиданий населения России, делать выводы об осо­бенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать индексы для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту РФ.

Результаты обследования потребительских ожиданий насе­ления предоставляют возможность:

• проводить анализ экономического развития России;

• объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;

• принимать определенные прогнозные решения;

• участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;

• в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель экономического настроения".