6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы разрабатываются Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом, базируются на информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную разработку и своевременность представления по сферам их ведения.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития.
Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и основных направлений социально-экономического развития является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указанного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными Министерствами и другими госорганами и вносится в Совет Министров в установленном порядке за два с половиной года до начала прогнозируемого периода по разработке национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и
за два года до начала прогнозируемого периода - по основным направлениям социально-экономического развития.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (ІІСУР) разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период разрабатываются на основе НСУР один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода (с погодовой разбивкой первой половины периода).
Проект основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства положения основных направлений социально-экономического развития используются при разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу
Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год до начала прогнозируемого периода.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается на пятилетний срок. Правовым актом, регламентирующим разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными министерствами и другими гос. органами вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода.
Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Президен том Республики Беларусь программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно в сроки, определяемые постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и в установленном порядке вносится в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно до 1 мая года, предшествующего прогнозируемому.
Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь. Основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь, в двухнедельный срок доводятся Министерством экономики до заинтересованных. При необходимости Министерство экономики совместно с другими республиканскими органами государственного управления подготавливает предложения по изменению законодательства, необходимые для реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозируемом году.
Также система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:
Государственную программу импортозамещения на 2006-2010 годы;
Государственную комплексную программу развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007- 2010 годы;
Программу подготовки временных (антикризисных) управляющих в отношении государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, градообразующих и приравненных к ним организаций;
План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 годах, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ;
Национальную программу международного технического сотрудничества на 2006-2010 годы;
Комплексную программу развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы;
Государственную программу возрождения и развития села на 2005-2010 годы;
Программу устойчивого развития лесного хозяйства на 2007-2011 годы;
Государственную программу развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы;
Программу развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели