5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства. В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции. Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.
Начиная с 2008 года, формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период, например, на 2008-2010 годы в такой план включены около 500 республиканских унитарных предприятий. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии, современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, то есть все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.
Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 апреля 2010 г. в республике по сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11708 (или на 14,5 %). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 г. к уровню 1 апреля 2009 г. увеличилась на 8693 (или на 3,9 %).
При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:
количественные (численность занятых на предприятии, годовой объем продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов);
качественные (небольшая доля рынка, управление пред- I [риятием осуществляет лично владелец, предприятие является независимым).
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;
строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли - до 30 человек;
других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», согласно которому выделяют: микроорганизации (коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно), малые организации (коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно).
Динамика деятельности малых предприятий за 2000- 2009 гг. отражена в таблице 8.
За 2009 г. вклад малых предприятий в ВВП оценивался в размере 11,4 %, было произведено 9,2 % общего объема производства продукции, 29,5 % общего объема розничного товарооборота, 30,5 % внешнеторгового оборота страны и т.д.
Малые предприятия динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса: бытовое и информационно-техническое обслуживание, операции с недвижимостью и т.д. Отрасле вая структура малых предприятий характеризуется данными таблицы 9.
Таблица 8
Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях 2000-2009 гг. (в процентах)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ВВП | 6,7 | 6,5 | 6,8 | 8,7 | 8,3 | 7,9 | 8,8 | 8,3 | 9,3 | 11,4 |
Объем пром. произ. | 6,4 | 5,5 | 6,8 | 7,3 | 7,3 | 7,0 | 7,3 | 7,6 | 8,2 | 9,2 |
Инвестиции в осн. кап. | 6,5 | 6,6 | 6,9 | 8,4 | 8,7 | 6,9 | 7,1 | 10,6 | 13,1 | 23,9 |
Выручка от реализ. товар. | 17,2 | 18,3 | 20,9 | 22,0 | 22,5 | 21,2 | 22,8 | 18,1 | 20,7 | 28,3 |
Розничный товарооб. | 7,0 | 8,6 | 9,1 | 9,2 | 9,4 | 10,1 | 10,2 | 11,2 | 19,9 | 29,5 |
Внеш. обор. | X | X | 21,9 | 25,4 | 21,3 | 23,9 | 15,2 | 16,7 | 30,5 |
|
Экспорт товаров | X | X | X | 15,5 | 16,3 | 13,3 | 15,3 | 7,2 | 7,9 | 34,3 |
Импорт товаров | X | X | X | 27,4 | 32,9 | 29,1 | 31,6 | 22,0 | 24,1 | 27,6 |
В 2009 г. около 42 % общего количества субъектов малого предпринимательства сосредоточено в торговле и общественном питании, тогда как в промышленности - около 19,9%, строительстве - 10,2 %, транспорте - 8,4 %.
Более половины (53 %) частных предприятий и четверть индивидуальных предпринимателей сконцентрированы в Минске. В каждом из внутриреспубликанских регионов почти половина малого бизнеса сосредоточена в областных центрах. Крайне слабо он развит в малых городах и сельской местности.
В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.1998 № 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей», Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» предусматриваются следующие виды государственной финансовой поддержки малому
Таблица 9
Удельный вес числа малых предприятий по отраслям экономики (в процентах к итогу)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
по отраслям: промышленность | 20,8 | 21,1 | 20,8 | 22,2 | 22,7 | 23,6 | 22,3 | 21,2 | 21,0 | 19,9 |
сельс. хозяйство | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 6,1 | 4,3 | 3,5 | 3,3 |
лес. хозяйство | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
транспорт | 5,6 | 5,8 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,1 | 8,0 | 8,7 | 8,4 |
связь | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
строительство | 11,5 | 11,7 | 11,7 | 11,6 | 11,9 | 12,3 | 11,7 | 10,4 | 9,6 | 10,2 |
торговля и общ. питание | 42,7 | 42,8 | 44,4 | 42,4 | 41,3 | 41,2 | 39,1 | 40,5 | 42,5 | 42,0 |
материально- гех. снаб. и сбыт | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
инфор.-выч. обслуживание | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
операции с не- движ. имущ. | 1,6 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,3 | 2,5 |
общая коммер. деят. по обес- неч. функцион. рынка | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,4 | 3,4 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,8 |
ЖКХ | 0,3 | 1,0 | 0,3 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,4 |
быт. обслуж. населения | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 2,6 | 2,9 | 3,1 |
лдравоохран., фпз. культ., соц. обеспечение | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | 1,8 |
образование | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
культура | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,4 |
илука | 1,9 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
финансы, стра- мшание, и'чісіюн. обесп. | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
прочие | 3,9 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | 2,5 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
предпринимательству: предоставление льготных кредитов ■ I. и псами за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого пред принимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий но данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.
Государственной финансовая поддержка предоставляется: на условиях срочности, возвратности и платности; на конкурсной основе; с соблюдением принципов обеспеченности и целевой направленности; в национальной валюте Республики Беларусь.
В республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая на 1 января 2010 г. включала 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства.
В 2009 году услугами центров поддержки предпринимательства воспользовались около 51 тыс. человек. В основном деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, связана с розничной торговлей - 33,8 %, осуществлением производственной деятельности - 15,4 %, оказанием услуг — 13 %, строительством - 7,5 %, оптовой торговлей - 7,2 %, оказанием транспортных услуг - 4,4 %.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 утверждена Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы. Задачи Государственной программы на 2010-2012 годы следующие: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; обеспечение импортозамещения; адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства.
НареализациюмероириятийГосударственнойпрограммы на 2010—2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено выделить 31435,761 млн рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010—2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется до
стичь в размере 131 процента, в 2011 году - 133 процентов, в 2012 году - 135 процентов. Темп роста численности занятых is малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году - до 115 процентов.
- 1.1. Понятие национальной экономики
- 1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
- 1.4. Типы национальных хозяйственных систем
- 2.1. Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
- 2.2. Земельные ресурсы беларуси
- 2.3. Водные ресурсы Беларуси
- 2.4. Лесные ресурсы Беларуси
- 2.5. Минерально-сырьевые ресурсы Беларуси
- 2.6. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси
- 2.8. Информационно-технологический потенциал Беларуси
- 2.9. Производственный потенциал Беларуси
- 2.10. Инвестиционный потенциал Беларуси
- 2.11. Внешнеэкономический потенциал Беларуси
- 2.12. Экологический потенциал Беларуси
- 3.1. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы
- 3.2. Моделирование экономического роста
- 4.1. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы Беларуси
- 4.2. Топливно-энергетический комплекс
- 4.3. Машиностроение и металлообработка
- 4.4. Металлургия
- 4.5. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 4.6. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
- 4.7. Легкая промышленность
- 4.8. Сельское хозяйство
- 4.9. Пищевая промышленность
- 4.10. Капитальное строительство
- 4.11. Промышленность строительных материалов
- 4.12. Транспорт
- 4.13. Связь
- 4.14. Образование
- 4.15. Культура и искусство
- 4,16. Здравоохранение
- 4.17. Физическая культура и спорт
- 4.18. Социальное обслуживание
- 4.21. Бытовое обслуживание населения
- 4.22. Жилищно-комунальное хозяйство
- 5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
- 5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси
- 5.3. Формирование и развитие институтов рынка
- 5.4. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
- 5.5. Структурная трансформация экономики Республики Беларусь
- 6.1. Цели и функции государственного регулирования
- 6.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь
- 6.3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси
- 6.4. Денежно-кредитная система Беларуси
- 6.5. Бюджетно-налоговая система Беларуси
- 6.6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси
- 7.1. Тенденции и факторы международной
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- 7.3. Экономическая интеграция Беларуси и Российской Федерации
- 8.1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь
- 8.2. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели