logo
gos / shpory-на печать

8. Управление дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность— сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе. Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения. На уровень дебиторской задолженности предприятия влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным следует отнести экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и др. К субъективным – профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, которая может существенно влиять на реализацию.

Причинами возникновения дебиторской задолженности с большим сроком погашения является то, что предприятия, пытаясь хоть как-то сохранить сбыт, идут на поставку продукции без предоплаты. Результатом является рост де­биторской задолженности и долгов самого предприятия. Часто по этому по­воду со стороны руководителей предприятия можно услышать различные оправдания.

Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и т.д. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

В процессе анализа дебиторской задолженности нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию. Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Цель анализа: (Лекции)

1.Это оценка платежной дисциплины покупателя и заказчиков 2.Анализ рисков возврата ДЗ 3.Выявление в составе ДЗ обязательств, маловерятных для взыскания 4.Разработка политики кредитования покупателей.

Факторы, оказывающие влияние на величину ДЗ:

- общий объем продаж, - условия расчета с дебиторами

- активность во взыскании ДЗ

- платежная дисциплина покупателя

- систематическое проведение инвентаризации ДЗ

- качество анализа ДЗ и использование его результатов.

Различают 3 основных варианта политики управления дебиторской задолженности:

1) Консервативная политика – риск сводится к минимуму. Кредит предоставляется очень узкому кругу покупателей (жесткий контроль долга)

«–» предприятие не получает дополнительной прибыли (складирование продукции)

2) Умеренная политика – ориентированная на средний уровень кредитного риска, т.е. компромиссная политика

«+» возможность получения дополнительных прибылей за счет привлечения покупателей.

«–» наращивание уровня риска.

3) Агрессивная политика – максимизация прибыли ценой повышенного кредитного риска. Включены и рисковые группы покупателей, отсрочки платежа дают под небольшой процент (предусматривается в договорах).

«+» возможность получения дополнительных прибылей за счет привлечения покупателей.

«–» наращивание уровня риска.

Критерием эффективности выбранной политики служит получение дополнительной прибыли от дебиторской задолженности.

При выборе типа кредитной политики нужно учитывать:

1) Современную коммерческую и финансовую практику осуществления коммерческих и торговых операций.

2) общее состояние экономики, влияющее на финансовые возможности и платежеспособность покупателей.

3) Конъюнктура рынка, включая спрос покупателей.

4) Правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности.

5) Расчет финансовых возможностей предприятия (кредитора) по наращиванию дебиторской задолженности.

6) отбор потенциальных покупателей

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью.

1. Тщательно выбирать контрагентов, участвующих в совершении сделки, осуществляя их оценку в соответствии критериями, определенными нормативно-правовыми документами (приказ ФНС).

2. Необходимо контролировать состояние расчетов с заказчиками (покупателями), особенно по отсроченным задолженностям.

3. Можно установить определенные условия кредитования дебиторов, например:

заказчик (покупатель) получает скидку только в случае оплаты товара (выполненных работ, услуг) в течение 5 дней с момента принятия заказчиком выполненных работ;

заказчик (покупатель) оплачивает полную стоимость товара (выполненных работ, услуг), если сделка совершилась в период с 6-го по 10-й день кредитного периода;

в случае неуплаты в течение месяца заказчик (покупатель) будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого будет зависеть от момента оплаты.

4. По возможности ориентироваться на большее число заказчиков (покупателей), чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими заказчиками.

5. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.