Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Зарождению предпринимательства в Республике Беларусь предшествовал экспериментальный этап (1986-1987 гг.), когда в 1986 г. в СССР был принят закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" и стали активно развиваться центры научно-технического творчества (НТТ) и временные творческие коллективы (ВТК), которые дали возможность реализоваться предпринимательскому потенциалу.
За последние годы предпринимательство в республике прошло следующие основные этапы.
Кооперативная предпринимательская деятельность (1988 -1991 гг.). Становление предпринимательства началось с момента ввода в действие Закона "О кооперации в СССР". Уже на начало 1991 г. в Беларуси действовало более 6 тыс. предпринимательских структур, но только около 800 из них занимались производством товаров народного потребления. Их доля в общем объеме производства этих товаров составляла 1,1%, а по бытовым услугам - 2,5%. Удельный вес фонда заработной платы работников предприятий указанного профиля составлял 4,1%.
Прежде всего в предпринимательской сфере сформировалась такая организационная форма, как кооперативная. Ее особенностью было установление распределения доходов между работниками (членами) кооператива пропорционально трудовому участию. Такие хозяйственные структуры практически являлись предприятиями с одним или несколькими хозяевами, привлекавшими к труду наемных работников. Поэтому кооперативная форма хозяйствования приживалась только в сферах деятельности, не требующих значительных капитальных вложений и позволяющих распределять основную часть дохода между работниками. Она была эффективна только для оказания консультационно-информационных услуг, при разработке программных средств, при торгово-закупочной и посреднической деятельности. У предпринимателей, желающих заниматься другими видами деятельности (в реальном секторе экономики), возникала необходимость трансформировать кооперативы в другую организационно-правовую форму. Значительная часть предпринимательских структур получала доходы главным образом путем перепродажи товаров, купленных в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам.
Дальнейшее развитие предпринимательства было связано с принятием в мае 1991 г. Закона "О предпринимательстве в Республике Беларусь".
Предпринимательская деятельность в период свободного ценообразования (1992-1995 гг.). Этот период характеризуется разрывом экономических связей, сложившихся между бывшими республиками СССР, ухудшением для Беларуси условий внешней торговли в связи с применением во внешнеэкономических отношениях мировых цен (особенно на энергоносители). Это, в сочетании с непродуманной экономической и экспансионистской денежно-кредитной политикой и некоторыми другими факторами, привело к снижению за 1992 – 1995 гг. реального ВВП на 33,9% (или на 9,8% в среднем за год), реальных доходов населения - на 38% (11,3% в среднем за год), валовой продукции промышленности - на 38%, сельского хозяйства - на 40,3%, к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса товарами и услугами в 1995 г. до 483,3 млн. долл. США, к росту потребительских цен.
Несмотря на сложные экономические условия, в данный период предпринимательство развивалось достаточно высокими темпами. Либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны способствовали расширению торгово-посреднической деятельности. Падение потребительского спроса торговые предпринимательские структуры компенсировали импортом дешевых и низкокачественных товаров из-за границы. Быстрая оборачиваемость торговых капиталов позволяла динамично увеличивать объемы операций, открывать новые магазины.
В эти годы в предпринимательскую деятельность вовлекалось большое число граждан. Стабильно росла доля малого предпринимательства, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось также производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т. д.
Экспертные данные показывают, что до 60% работников предпринимательской сферы было занято в таких доходных отраслях, как торгово-закупочная и посредническая деятельность.
Формирование предпринимательских структур (1996 -2000 гг. Если до 1996 г. предпринимательство в республике развивалось по законам первоначального накопления капитала, то с 1996 г. четко проявилась тенденция к усилению государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе ужесточение налогового законодательства. Начиная с 1996 г. малые предприятия оказались в равном экономическом положении с другими юридическими лицами. Практически доход на одного занятого в предпринимательском секторе стал равен средней заработной плате по стране.
Вместе с тем именно малые предприятия служили генератором структурных трансформаций, препятствуя структурному кризису в экономике страны.
Развитие негосударственного сектора экономики привело к перераспределению рабочей силы. В целом численность занятых в государственном секторе экономики в 1999 г. сократилась по сравнению с 1990 г. почти на одну треть с одновременным ростом численности работников негосударственных предприятий. По официальным данным, негосударственный сектор в 1990 г. обеспечивал почти 22% объема произведенной продукции в ценах 1990 г., а в 1999 г. этот показатель превысил 40% .
Начиная с 1995 г., в Беларуси стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, развитию хозяйственной деятельности на основе различных видов предпринимательства.
Для этого этапа развития предпринимательства характерно возникновение не только большого числа малых предприятий, но и акционерных обществ, страховых и финансовых компаний.
- Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской
- 2. Важнейшие признаки предпринимательства
- 3. Предпринимательство как процесс
- 4. Предпринимательская среда, ее виды и характеристика
- 5. Виды предпринимательской деятельности
- 5.5. Инновационное предпринимательство
- 6. Индивидуальное предпринимательство
- 7. Совместное предпринимательство с зарубежными партнерами
- 1А. Сущность предпринимательства
- Тема 2. Эволюция развития предпринимательства
- Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
- 2. Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская идея и принятие управленческого решения
- 1. Предпринимательская идея и критерии ее выбора
- 3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Тема 4. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
- 1. Выбор сферы деятельности нового предприятия, разработка стратегии и тактики его развития
- 2. Учредительные документы и государственная регистрация предприятий
- 3. Прекращение деятельности предприятия (ликвидация)
- 4. Лицензирование деятельности предприятий
- 5. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Хозяйственные товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью (ооо)
- 3. Общество с дополнительной ответственностью
- 4. Акционерные общества (ао)
- 5. Производственные кооперативы
- Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия
- 1. Роль малого предпринимательства в экономике страны
- 2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления
- Тема 6. Бизнес-план предпринимательской единицы
- 1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)
- 2. Основные функции бизнес-плана
- 3. Классификация основных типов бизнес-планов
- 4. Технология разработки бизнес-плана
- 5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы
- Раздел бизнес-плана «Характеристика предприятия и стратегия его развития»
- Раздел бизнес-плана «Описание продукции»
- Раздел бизнес-плана «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»
- Раздел бизнес-плана «Производственный план»
- Раздел бизнес-плана «Организационный план»
- Раздел бизнес-плана «Инвестиционный план»
- Раздел бизнес-плана «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»
- Раздел бизнес-плана «Показатели эффективности»
- Оценка и страхование риска
- Тема 7. Товар как составляющая предпринимательской деятельности
- 1. Товар и его классификация
- 2. Этапы жизненного цикла товара
- 3. Разработка новых товаров
- 4. Товарная политика
- 5. Товарный ассортимент
- 6. Упаковка и маркировка товара
- Тема 8. Издержки в предпринимательской деятельности
- 1. Виды предпринимательских издержек
- 2. Структура предпринимательских издержек
- 3. Затраты и себестоимость
- Тема 9. Ценообразование при ведении бизнеса
- 1. Механизм ценообразования
- 2. Виды цен
- 3. Методы ценообразования
- Тема 10. Налогообложение в бизнесе
- 1. Характеристика налоговой системы
- 1) Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
- 2) Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
- 3) Налог на недвижимость;
- 5) Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
- 6) Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- 7) Прочие сборы.
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 5. Налог на имущество предприятий