1. Роль малого предпринимательства в экономике страны
Малый бизнес ассоциируется с понятиями «коммерция», «торговля», «отрасль», «фирма», «деловая активность». Малый бизнес не поддается простому определению. Обычно термин малый бизнес применяется к так называемым «семейным лавочкам», например соседним магазинам и ресторанам, а термин «крупный бизнес» – к таким гигантам, как ИБМ и «Дженерал Моторс». Но почти все предприятия попадают в интервал между этими двумя крайними случаями. Они могут считаться или крупными, или мелкими в зависимости от используемого критерия предельной величины предприятия. Однако существует ряд общераспространенных критериев:
совокупные активы (total assets) – совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия;
собственный капитал (owners equity) – совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являются акционеры, которые приобретают акции; кредиторами – обычно те лица, которые ссужают денежные средства или предоставляют кредит;
ежегодная выручка от продаж: (yearly sales revenue);
количество работников (number of employees).
Каждый критерий имеет свои достоинства, однако у критерия количество работников их больше, нежели у любого другого. Кроме всего прочего, данный критерий является:
инфляционно устойчивым (inflation-proof) – на него не оказывают влияния колебания покупательной способности денег;
прозрачным (transparent) – его легко определять и понимать;
сопоставимым (comparable) – он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;
доступным (available) – данные по нему легко получить от предприятий.
Если принимать количество работников в качестве критерия размера предприятия, то какой должна быть его предельная величина? Министерство торговли США рекомендует число 500, и именно этот критерий широко используется во многих странах. Такой показатель, как численность занятых используется практически повсеместно, в том числе и в Беларуси, но его величина варьируется не только по странам, но и по отраслям той или иной страны.
Почти все критерии должны отвечать определенным требованиям. Чтобы попасть в категорию малых, предприятие должно принадлежать независимому владельцу (не быть частью другого предприятия) и самостоятельно управляться.
Согласно действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Субъектами малого предпринимательства являются белорусские индивидуальные предприниматели, микроорганизации (коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно) и малые организации (от 16 до 100 человек). Субъекты среднего предпринимательства – это коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек.
Малый бизнес зародился в восточной части Средиземноморья. Первое письменное сообщение о малом бизнесе появилось более 4000 лет назад. Это было описание того, как «банкиры ссужают деньги под проценты». С этого времени предприниматели потратили бесчисленное количество часов, поставляя свою продукцию и услуги потребителям.
Малый бизнес процветал почти во всех древних культурах. Арабы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, финикийцы и римляне отличались в этом деле. Однако их продукция и услуги были часто некачественными и небрежно исполненными, потребителей нередко обманывали. В результате к малым предприятиям стали относиться с презрением. Против этого выступил Хам-мурапи, царь Вавилонии. В 2100 г. до н. э. он составил кодекс из 300 законов для защиты потребителей и предпринимателей, направленных, в том числе против мошенничества. Вырезанный на мраморной колонне высотой восемь футов оригинальный текст кодекса хранится в парижском Лувре.
Главным образом благодаря малому бизнесу цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.
Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. В средние века римско-католическая церковь неуважительно относилась к предпринимателям. Церковь клеймила розничных торговцев как грешников, поскольку они ничего не делали для улучшения качества товара, но назначали более высокие цены, чем его изготовитель. Вплоть до XIX века церковь часто высказывалась против практики взимания процентов со ссуд. Хотя в настоящее время малый бизнес ценится более высоко, чем когда-либо ранее, его все еще затмевают такие профессии, как медицина и право.
Однако позже престиж малого бизнеса начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последнее время педагоги, журналисты и политики все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
Преимуществ малого бизнеса его слабые стороны
Существует ряд преимуществ малого бизнеса, которые должен четко представлять начинающий предприниматель, чтобы учитывать их при создании своей фирмы, в дальнейшей ее работе:
Сравнительно низкая капиталоёмкость и поэтому широкая доступностъ населению;
Независимость действий. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю;
Быстрая адаптация на внешнем рынке;
Более низкие операционные расходы. Сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшие инвестиции в оборудование, низкие управленческие расходы;
Массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство различных товаров и услуг;
Ориентация на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
Мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
Быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
Шансы на быстрый материальный успех. Одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса;
Способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность малым предприятиям быстрее и с меньшими затратами, чем крупным предприятиям, реагировать на конъюнктурные изменения в товарах и услугах, технологических процессах и на рынках;
Долгосрочные выгоды. Если дела идут успешно, предприниматель всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости;
Сохранение предпринимательского духа. В малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование малого бизнеса в современных отраслях (электроника, генная инженерия, компьютеры).
Значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Однако малые предприятия (МП) обладают рядом существенных конкурентных недостатков, обуславливающих высокий процент банкротств по сравнению с крупными.
Среди слабых сторон МП можно выделить следующие:
Слабый уровень диверсификации продукции (расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств е целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства);
Невысокий объем располагаемых ресурсов (небольшой размер уставного капитала, затрудненный доступ к ресурсам кредитной системы);
Зависимость от крупных компаний;
Слабая компетентность руководителей;
Неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров;
Высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
Невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность МП для крупных специалистов.
Проанализировав преимущества и недостатки малого бизнеса, можно сделать вывод, что сильных сторон значительно больше. МП продают потребителям большую часть продукции, выпускаемой крупными производителями. Кроме того, они обеспечивают крупные предприятия множеством необходимых услуг, материалов и сырья, потому что крупные предприятия не могут осуществлять поставки так дешево, как МП.
Качественные особенности малого предпринимательства
Предпринимательство в масштабе МП обладает рядом качественных особенностей.
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже, отмечалось, МП рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то МП полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, МП являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
- Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской
- 2. Важнейшие признаки предпринимательства
- 3. Предпринимательство как процесс
- 4. Предпринимательская среда, ее виды и характеристика
- 5. Виды предпринимательской деятельности
- 5.5. Инновационное предпринимательство
- 6. Индивидуальное предпринимательство
- 7. Совместное предпринимательство с зарубежными партнерами
- 1А. Сущность предпринимательства
- Тема 2. Эволюция развития предпринимательства
- Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
- 2. Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская идея и принятие управленческого решения
- 1. Предпринимательская идея и критерии ее выбора
- 3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Тема 4. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
- 1. Выбор сферы деятельности нового предприятия, разработка стратегии и тактики его развития
- 2. Учредительные документы и государственная регистрация предприятий
- 3. Прекращение деятельности предприятия (ликвидация)
- 4. Лицензирование деятельности предприятий
- 5. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Хозяйственные товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью (ооо)
- 3. Общество с дополнительной ответственностью
- 4. Акционерные общества (ао)
- 5. Производственные кооперативы
- Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия
- 1. Роль малого предпринимательства в экономике страны
- 2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления
- Тема 6. Бизнес-план предпринимательской единицы
- 1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)
- 2. Основные функции бизнес-плана
- 3. Классификация основных типов бизнес-планов
- 4. Технология разработки бизнес-плана
- 5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы
- Раздел бизнес-плана «Характеристика предприятия и стратегия его развития»
- Раздел бизнес-плана «Описание продукции»
- Раздел бизнес-плана «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»
- Раздел бизнес-плана «Производственный план»
- Раздел бизнес-плана «Организационный план»
- Раздел бизнес-плана «Инвестиционный план»
- Раздел бизнес-плана «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»
- Раздел бизнес-плана «Показатели эффективности»
- Оценка и страхование риска
- Тема 7. Товар как составляющая предпринимательской деятельности
- 1. Товар и его классификация
- 2. Этапы жизненного цикла товара
- 3. Разработка новых товаров
- 4. Товарная политика
- 5. Товарный ассортимент
- 6. Упаковка и маркировка товара
- Тема 8. Издержки в предпринимательской деятельности
- 1. Виды предпринимательских издержек
- 2. Структура предпринимательских издержек
- 3. Затраты и себестоимость
- Тема 9. Ценообразование при ведении бизнеса
- 1. Механизм ценообразования
- 2. Виды цен
- 3. Методы ценообразования
- Тема 10. Налогообложение в бизнесе
- 1. Характеристика налоговой системы
- 1) Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
- 2) Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
- 3) Налог на недвижимость;
- 5) Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
- 6) Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- 7) Прочие сборы.
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 5. Налог на имущество предприятий