5. Товарный ассортимент
Рассматривая товарную политику, необходимо уделить внимание такому понятию, как товарный ассортимент. Он представляет собой набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Товарный ассортимент включает различные виды товаров. Виды товара делятся на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые составляют низшую ступень классификации.
Основными характеристиками товарного ассортимента являются широта (количество ассортиментных групп), глубина (количество позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимость (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Управлениея товарным ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Управление ассортиментом включает в себя изъятие нерентабельных видов продукции, утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов, расчет финансирования на утвержденные программы.
Формирование ассортимента представляет собой процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта. Основными моментами планирования ассортимента продукции являются:
1) определение текущих и потенциальных потребностей покупателей, изучение способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
2) оценка выпускаемых предприятием изделий с позиции покупателя;
3) решение вопросов: какие продукты добавить в ассортимент, а какие исключить из-за изменений в уровне конкурентоспособности;
4) рассмотрение предложений о производстве новых товаров, усовершенствование существующих, новых способов и областей применения товаров;
5) разработка рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, дизайна, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих востребованность характеристик товара.
6. Товарный знак и его особенности
Одной из составляющих успешной товарной политики организации является товарный знак.
Товарный знак — это зарегистрированное в определенном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его изготовителя (предприятие, фирму). Товарный знак представляет собой символ или знак и определенное сочетание букв, чисел. Товарный знак показывает, кому принадлежит право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и нести ответственность за поставку недоброкачественного товара. Товарный знак содействует созданию положительного имиджа товара, свидетельствует о его высоком качестве.
Регистрация товарного знака защищает его владельца в конкурентной борьбе и предоставляет возможность для продажи лицензий на товарный знак. Имея юридическую силу после своей регистрации, товарный знак становится стимулом повышения качества товара.
Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).
К преимуществам товарного знака относят:
■ он позволяет выделять товары различных производителей, указывает, какое предприятие отвечает за выпущенную продукцию;
■ гарантирует определенный уровень качества;
■ облегчает позиционирование, создавая индивидуальный образ товара;
■ помогает внедрению на новый рынок хорошо зарекомендовавшего себя товара.
Товарным знаком не могут выступать: государственные флаги, государственные гербы и другие эмблемы государства, награды и другие знаки отличия, названия международных и национальных праздников.
Товарный знак выступает одной из составляющих фирменного стиля предприятия. Другими элементами фирменного стиля являются:
■ фирменный блок (объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также поясняющие надписи);
■ логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного названия организации или группы ее товаров);
■ фирменный цвет (сочетание цветов);
■ фирменный комплект шрифтов;
■ фирменные постоянные (формат, система верстки текста и иллюстраций).
Товары определенного фирменного стиля способствуют популярности, а следовательно, и стимулируют сбыт, но только при условии, что товар обладает высоким уровнем качества. Если товар не отвечает требованиям потребителей, то это соотносится с товарным знаком, фирменным стилем, которые ассоциируются с недоброкачественной продукцией. Это может ухудшить позиции товаропроизводителя на рынке. В связи с этим необходимо сначала завоевать доверие покупателей, демонстрируя хорошую техническую и коммерческую работу, а после этого предпринимать практические мероприятия по формированию товарного знака.
В большинстве случаев для пресечения нарушения прав
владельцев вместе с товарным знаком вводится специальное обозначение, указывающее, что данный товарный знак зарегистрирован и охраняется законом.
- Тема 1. Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства
- 1. Сущность предпринимательства и предпринимательской
- 2. Важнейшие признаки предпринимательства
- 3. Предпринимательство как процесс
- 4. Предпринимательская среда, ее виды и характеристика
- 5. Виды предпринимательской деятельности
- 5.5. Инновационное предпринимательство
- 6. Индивидуальное предпринимательство
- 7. Совместное предпринимательство с зарубежными партнерами
- 1А. Сущность предпринимательства
- Тема 2. Эволюция развития предпринимательства
- Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь
- 2. Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская идея и принятие управленческого решения
- 1. Предпринимательская идея и критерии ее выбора
- 3. Экономические методы принятия предпринимательских решений
- Тема 4. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
- 1. Выбор сферы деятельности нового предприятия, разработка стратегии и тактики его развития
- 2. Учредительные документы и государственная регистрация предприятий
- 3. Прекращение деятельности предприятия (ликвидация)
- 4. Лицензирование деятельности предприятий
- 5. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- Хозяйственные товарищества
- 2. Общества с ограниченной ответственностью (ооо)
- 3. Общество с дополнительной ответственностью
- 4. Акционерные общества (ао)
- 5. Производственные кооперативы
- Тема 5. Предпринимательская деятельность малого предприятия
- 1. Роль малого предпринимательства в экономике страны
- 2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления
- Тема 6. Бизнес-план предпринимательской единицы
- 1. Содержание бизнес плана (бизнес-планирование)
- 2. Основные функции бизнес-плана
- 3. Классификация основных типов бизнес-планов
- 4. Технология разработки бизнес-плана
- 5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы
- Раздел бизнес-плана «Характеристика предприятия и стратегия его развития»
- Раздел бизнес-плана «Описание продукции»
- Раздел бизнес-плана «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»
- Раздел бизнес-плана «Производственный план»
- Раздел бизнес-плана «Организационный план»
- Раздел бизнес-плана «Инвестиционный план»
- Раздел бизнес-плана «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»
- Раздел бизнес-плана «Показатели эффективности»
- Оценка и страхование риска
- Тема 7. Товар как составляющая предпринимательской деятельности
- 1. Товар и его классификация
- 2. Этапы жизненного цикла товара
- 3. Разработка новых товаров
- 4. Товарная политика
- 5. Товарный ассортимент
- 6. Упаковка и маркировка товара
- Тема 8. Издержки в предпринимательской деятельности
- 1. Виды предпринимательских издержек
- 2. Структура предпринимательских издержек
- 3. Затраты и себестоимость
- Тема 9. Ценообразование при ведении бизнеса
- 1. Механизм ценообразования
- 2. Виды цен
- 3. Методы ценообразования
- Тема 10. Налогообложение в бизнесе
- 1. Характеристика налоговой системы
- 1) Налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
- 2) Налоги на прибыль и доходы, к которым относятся;
- 3) Налог на недвижимость;
- 5) Налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
- 6) Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- 7) Прочие сборы.
- 2. Налог на добавленную стоимость
- 3. Акцизы
- 4. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 5. Налог на имущество предприятий