logo
ПД, до 10 темы

7) Прочие сборы.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи — это обя­зательные и безвозмездные взносы в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодатель­ством.

В стране продолжается  налоговая  реформа, цель которой состоит в снижении  налоговой  нагрузки, улучшении  налогового  администрирования и повышении рациональности, справедливости и стабильности  налоговой   системы  .

Для уменьшения налоговой нагрузки продолжается работа по снижению или отмене отдельных налогов. Принимаются также меры по упрощению  налоговой   системы  . В Беларуси завершена работа по переходу на общепринятый в мировой практике порядок налогообложения во внешней торговле. Со всеми странами мира Беларусь во внешней торговле применяет единый принцип взимания косвенных налогов.

В Беларуси все обязательные платежи разделены на две группы в зависимости от органа, кото­рый их устанавливает и взымает: республиканские и местные.

Кроме этих групп, существуют специ­альные налоги и сборы, формирующие государственные внебюджетные и бюджетные фонды (социальные — Пен­сионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования; экономичес­кие — дорожные).

Республиканские налоги являются ключевым ресурсом государства. В консолидированном бюджете доля этих налогов составляет почти 3/4 всех налоговых поступлений.

Республиканские налоги преследуют в первую очередь фискальные цели и являются важным инструментом эф­фективного воздействия на процесс производства.

Необходимо учитывать, что перечень, размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы, порядок за­числения их в бюджет или во внебюджетные фонды уста­навливаются законодательными актами.

Республиканские налоги взимаются на всей территории страны.

К ним относятся:

налог на добавленную стоимость;

таможенные пошлины;

акцизы;

платежи за пользование природными ресурсами (пла­та за пользование недрами, объектами животного мира, водными объектами);

государственная пошлина;

налог на прибыль;

подоходный налог с физических лиц;

налог на игорный бизнес;

налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте;

Все республиканские налоги взимаются в соответствии с налоговым законодательством с юридических лиц. Как правило пол­ностью в государственный бюджет поступают таможен­ные пошлины, акцизы, государственная пошли­на.

Местные налоги оплачиваются юридическими лицами и поступают исключительно в местные бюджеты.

Местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне);

2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь;

3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе);

4) налог на рекламу;

5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района);

6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации. Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.

Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь).

Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях.

Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор. В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы. Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь.

Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности.

В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Каждый налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы по месту своего нахождения. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства определяет Закон. Помимо административной и уголовной ответственно­сти предприятие несет экономическую ответственность, которая действует в трех формах:

■ взыскание сокрытого или заниженного дохода (прибы­ли) либо суммы налога за иной объект налогообложения;

■ штраф;

■ пеня за задержку уплаты налога.