logo
ПД, до 10 темы

5. Разработка отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской единицы

В общем виде бизнес-плану присуща следующая структура:

1. Титульный лист;

2.Содержание;

3.Описательная часть;

4.Приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

Бизнес-план по своей структуре является сложным документом. Его разделы и параграфы должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав разделов может иметь особенности в зависимости от специфики предприятия.

Бизнес-план включает резюме и следующие разделы:

1. Виды товаров и услуг.

2. Рыночные исследования и анализ сбыта.

3. Оценка конкуренции на рынках сбыта.

4. Маркетинг.

5. План производства.

6. Организационный план.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Финансовый план.

В первом разделе дается описание всех товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием на рынке. Указываются их основные преимущества и недостатки с позиций покупателя, отличия между тем, что предлагает рынок в настоящее время, и тем, что предприятие может предложить в перспективе. Особое внимание должно уделяться уникальным, отличительным свойствам продукта, представленного в бизнес-плане;

Наиболее важным и трудным для составления является второй раздел. Основная цель его - убедить вероятных инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности предлагаемого проекта. Одновременно предприниматель имеет возможность определить его нишу на рынке и контингент будущих покупателей. Этот раздел основан на исследовании рынка и требует большого объема информации.

Третий раздел бизнес-плана посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, вероятной их стратегии и тактике, сопоставлению показателей товара проектируемого производства и конкурентов. Для количественного сопоставления составляется специальная таблица. Если при анализе таблицы выявятся преимущества, не превышающие 30% по сравнению с конкурентами, это означает низкую конкурентоспособность проектируемого производства, если же преимущества находятся в пределах 30-50% и более, - это показатель вероятности относительно устойчивого положения.

В четвертом разделе находят отражение способы достижения планируемых объемов продаж. При этом указываются общая стратегия маркетинга, схема ценообразования и сбыта товара, методы стимулирования роста объемов продаж.

Пятый раздел включается в бизнес-план тех предприятий, которые будут производить товары. Главная задача этого раздела - убедить потенциальных партнеров, что организуемое предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товара в нужные сроки и высокого качества. Указываются наличные и требуемые дополнительные мощности, определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки. Расчет производственной мощности производится на 2-3 года и увязывается с видом и типом необходимого оборудования. Указываются вероятные поставщики оборудования. Важнейшая часть пятого раздела - оценка издержек производства и их изменений в перспективе.

Шестой раздел содержит общую характеристику организационной структуры предприятия, сведения о персонале, расходы по заработной плате.

В седьмом разделе определяется организационная форма предприятия относительно собственности, от чего зависит его правовой статус. Принятое в этом разделе решение позволяет в дальнейшем разработать документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.

В восьмом разделе содержится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и предполагаемого ущерба, организационные меры по предупреждению и нейтрализации рисков, программа страхования от рисков.

Девятый раздел включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия. Составление этого раздела позволяет рассчитать объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, сроки окупаемости и ожидаемые доходы, определить источники инвестиций.

В завершение всей работы пишется резюме бизнес-плана, в котором находят отражение цели предприятия, его возможности, стратегия, разработанные мероприятия, т.е. указывается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором или кредитором проекта.

Разработанный бизнес-план постоянно модифицируется. Это позволяет использовать его как актуальный системный инструмент. Он отражает текущую динамику бизнеса и обеспечивает непрерывное управление предприятием, базируясь на стратегических и текущих целях. Для этого на всех уровнях менеджмента должны быть созданы постоянно действующие обратные связи.

Дополнительный материал (подробное изложение)

Бизнес-план составляется с учетом специфики текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В случае реализации проекта в дейст­вующей организации финансово-экономические расчеты составляются в двух вариантов: с учетом и без учета реализации инвестиционного проекта. Каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержден­ных исследованиями и оформленных соответствующими документами. Докумен­ты, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане (копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и др.), оформляются отдельными приложения­ми к бизнес-плану.

Бизнес-план должен содержать следующие разделы: «Резюме», «Характе­ристика организации и стратегия ее развития», «Описание продукции», «Анализ рынков сбыта, «Стратегия маркетинга», «Производственный план», «Организаци­онный план», «Инвестиционный план», «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности», «Показатели эффективности проекта», «Юридиче­ский план», «Информация о разработке бизнес-плана».

При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, а в случае проведения расчетов с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение, в кото­рых отражается основная информация о предприятии.

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать определенные принципы и требования. При выполнении финансово-экономических расчетов требуется использовать методы имитационного моделирования и дисконтирова­ния, позволяющие оценить влияние изменения исходных параметров на конечный результат. При решении вопросов о новом строительстве нужно учитывать альтернативные расчеты и обоснование возможного размещения производства в случае, если в проекте заложены средства или преференции государства, расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды выполняются без предоставления льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков оку­паемости государственной поддержки. Горизонт расчета бизнес-плана должен охватывать срок возврата заемных средств плюс один год. Если привлечение заемных средств не предусматривается, то горизонт расчета может быть иным. Шаг отображения информации принимается равным одному году. Расчеты прово­дятся в условных единицах, если для реализации инвестиционного проекта необ­ходимы валютные средства, а в остальных случаях проведение расчетов осущест­вляется в белорусских рублях без учета инфляции в текущих ценах.

Раздел бизнес-плана «Резюме»

Этот раздел отражает основную бизнес-идею и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Здесь целесообразно привести информацию о технологической новизне плана (при наличии), его социальной значимости. В резюме повторяются ключевые фразы соответствующих разделов. Он должен убедить адресата в эффективности и реализуемости плана. Поэтому от того, как написано резюме, зависит степень интереса к самому проекту. Основное требование к резюме – лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

Сводные показатели по плану (отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности) обычно оформляются в виде таблицы, которая включается в состав данного раздела. Например, для инвестиционного проекта в таблице приводится следующее:

  1. Стоимость инвестиционного проекта.

  2. Суммарная потребность в инвестициях.

  3. Источники финансирования проекта, в том числе собственные, заемные и привлеченные средства, государственное участие.

  4. Доля собственного капитала в объеме инвестиций, %.

  5. Год выхода на проектную мощность.

  6. Выручка от реализации продукции, в том числе выручка от реализации продукции без учета НДС.

  7. Среднесписочная численность работающих, чел.

  8. Количество вновь создаваемых и/или модернизируемых рабочих мест.

  9. Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего.

  10. Удельный вес экспортных поставок, %.

  11. Показатели эффективности проекта:

а) динамический срок окупаемости инвестиций;

б) динамический срок окупаемости государственной поддержки;

в) чистый дисконтированный доход;

г) внутренняя норма доходности, %;

д) индекс рентабельности;

е) уровень безубыточности, %;

ж) коэффициент погашения задолженности;

з) коэффициент текущей ликвидности;

и) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

к) рентабельность продаж, %;

л) рентабельность продукции, %.

Показатели 6, 7, 9, 10, 11,е-11,л приводятся по периодам (годам) реализации проекта, остальные показатели – в целом по проекту.

Составляется раздел на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) – 2-3 страницы.

Раздел «Юридический план» описывает организационно-правовую форму предприятия, уточняет основные юридические аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности. Конкретное содержание раздела зависит от того, какая форма организации выбрана и как она обоснована.

В случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отдельно указывают форму участия иностранного инвестора, долю иностранного инвестора в уставном фонде предприятия, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, иные условия привлечения инвестиций.