logo
ПД, до 10 темы

2. Развитие малого бизнеса и проблемы его становления

в Беларуси

Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. История развития малого предпринимательства в республике Беларусь насчитывает почти 19 лет. За это период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур (Приложение 4).

Таблица 2. Периоды развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Период развития субъектов малого предпринимательства

Характеристика периода

1. Период (1988–1991 гг.)

перестроечных процессов в экономике Советского Союза, как этап становления субъектов малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства выступали в экономике Беларуси в качестве кооперативов, где основой являлся принцип: коллективного самоуправления. В связи со: льготами предоставляемым данным субъектам союзным законодательством, а также с| возможностью получения большого дохода: посредством посреднической деятельности, разницей между фиксированной ценой государственных предприятий и свободной ценой кооперативов происходил рост представителей кооперативного движения. Данное; положение не способствовало развитию реального сектора экономики Республики Беларусь, подрывало устойчивость денежно-

кредитной системы страны, а самое главное

не оправдывало ожиданий возложенных на данных субъектов как реформаторов экономики.

2. Период (1992–1995 гг.);

функционирования субъектов

малого предпринимательства

в нормативно-правовом неадаптированном поле.

Бурный рост количества субъектов малого:

предпринимательства без долгосрочных!

программ развития. Данные субъекты при-

обретают некоторую самостоятельность от

государственных структур. Происходит:

ужесточение налогового пресса без учёта

специфики малого предпринимательства,:

следствием чего, является разорение значительной части предпринимательских структур, ориентация на торгово-закупочную деятельность. Положено начало перехода субъектов малого предпринимательства в "теневую экономику"

3. Период (1996–1998 гг.) Деятельность субъектов малого предпринимательства в период формирования нормативно- правового законодательства ориентированного на их специфику.

Период попыток адаптации нормативно- правовой базы к потребностям субъектов малого предпринимательства. Формируется "вертикаль", призванная к координации деятельности всех государственных структур, ответственных за развитие субъектов малого предпринимательства. Основным недостатком данного периода является не адаптация нормативно-правового законодательства для данных субъектов, а периодическое изменен ние подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для предпринимай тельства, на существующую в Республике Беларусь налоговую систему, которая требует реформирования.

4. Период (1998 г. – по настоящее время) деятельности субъектов малого предпринимательства в рамках жёсткого государственного регулирования.

Данный период можно охарактеризовать как "разрастание" органов государственного; управления, призванных к проведению раз личного рода проверок и санкций в отношении субъектов малого предпринимательства. Нескоординированность действий государственных органов, ужесточение налогового законодательства, бессистемность принимаемых правовых документов приводит к уменьшению стимулов предпринимательской деятельности. Происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, угасает, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.

Примечание. Источник: собственная разработка

Помимо исторических этапов, малое предпринимательство в период становления и развития проходит этапы организационного характера, такие как этап создания; этап развития; этап выхода на рынок и развитие производства; этап роста; этап консолидации. Данным этапам соответствует ряд мероприятий, проводимых предпринимателями, причём у каждого этапа присутствует свой набор проблем.