logo
ПД, до 10 темы

2. Этапы жизненного цикла товара

Существует несколько этапов жизненного цикла товара.

Этап выведения товара на рынок. Основными харак­теристиками этапа являются: медленный рост объема продаж и отсутствие прибыли, большие затраты на про­изводство, НИОКР, стимулирование сбыта. Такая ситуа­ция складывается по следующим причинам:

■ перед организацией возникают проблемы технологии;

■ сбытовики с недоверием относятся к новому товару;

■ потенциальных покупателей товара мало, так как раз­лична адаптация покупателей к новому товару;

■ товары-заменители могут составлять сильную конку­ренцию, а следовательно, замедлить развитие спроса.

Этап роста. Основной характеристикой этого этапа является быстрый рост объемов продаж, поскольку пер­вые удовлетворенные покупатели совершают повторные покупки и рассказывают всем о новом товаре. Для этого этапа характерно снижение издержек производства (за счет увеличения его объемов), снижение цены. Прибыль на этапе роста достаточно стабильна. На этом этапе необассортимента, динамику цен, прибыли, конкуренции и др. Важную роль при этом играет покупательское пове­дение. Так, новаторы, т. е. те, кто приобретает новый то­вар уже на фазе его введения на рынок, составляют толь­ко 2-3% всех будущих покупателей. Успешные продажи обеспечивают покупатели, появляющиеся на фазе зрело­сти товара и насыщения рынка.

Тщательный анализ и изучение жизненного цикла товара позволяет товаропроизводителям целенаправлен­но разрабатывать и реализовывать товарную политику, оценивать поведение своих товаров на рынке.