1. Формационный подход к изучению общества.
Данный подход был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине XIX в. Согласно данному подходу вся история человеческого общества делится на четыре периода (общественно-экономические формации). Основные общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и в будущем должна была наступить коммунистическая, первая фаза которой – социализм. Здесь ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Формация общественно-экономическая – это исторически определённая ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией.
В структуре каждой формации выделяются экономический базис и надстройка. Базис (производственные отношения) – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства, владение или невладение ими). Надстройка – это совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Базис же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (базис) и производительные силы составляют способ производства, который часто понимают как синоним общественно-экономической формации. Производительные силы – это люди, как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства. Средства производства - это орудия, предметы, средства труда.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определённом этапе возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели – строительству коммунизму) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, уделяя главное внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
решающая роль материального производства в жизни общества;
необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации другой.
На современном этапе развития общественных наук в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает кризис. Более актуальной является цивилизационный подход к изучению общества.
2. Цивилизационный подход к изучению общества.
Слово «цивилизация» происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизаций самыми распространёнными концепциями были линейно-стадиальная и локальных цивилизаций.
Линейно-стадиальные концепции.
В них под цивилизацией понимается определённая ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам. С точки зрения данных концепций мировой исторический процесс представляется как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих ценностях основанной.
Концепции локальных цивилизаций.
Сторонники данных концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе. С их точки зрения существует множество путей развития различных цивилизаций. Различными учеными выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами госудпрств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизация). Всё многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – восточные и западные.
Для восточных цивилизаций характерны: высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, основными регуляторами общественных отношений являются традиции и обычаи.
Для западных цивилизаций характерны: стремление подчинить природу власти человека, приоритет прав и свобод личности над общественными. Высокая социальная мобильность демократический политический режим и правовое государство.
Таким образом, формационный подход главное внимание уделяет универсальному, общему, повторяющемуся, а цивилизационный подход – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.18-23;
2. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
Лекция №4
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»