logo
обществознание (2)

Духовная культура

Слово cultura ведёт своё происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать, возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном русском языке понятие «культура» употребляется в основном и широком и узком значениях.

В узком смысле. Культура – это область творческой деятельности, которая связана с искусством.

В широком смысле. Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем ( языковых и неязыковых), а также путём обучения и подражания.

Культура – творческая деятельность по преобразованию природы, общества и человека и результаты его деятельности.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называли культуру средством закабаления людей. Например, Ф. Ницше считал, что культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека, а человек по своей природе – существо антикультурное. Другие же философы наоборот считали, что культура это средство облагораживания человека, превращение его в цивилизованного члена общества. (И.Г.Гердер и др.) Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

Традиционную культуру подразделяют на материальную и духовную.

Материальная культура – техника, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

Подвиды материальной культуры:

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать форму, которая материальна и содержание которое идеально. Форма характеризует то, в чём воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества.

На основании степени творчески преобразующей деятельности создавшего человека культуру, её подразделяют на следующие подвиды:

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. в противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает всё большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.82-88;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

Лекция №13