Банки и банковская система
Банковская система – один из важнейших элементов экономической системы государства. Она включает в себя все банки страны.
Банк – коммерческое учреждение, создаваемое в соответствии с действующим законодательством государства, занимающееся предпринимательской деятельностью, а финансовой сфере и функционирующее на принципах коммерческого расчёта.
Основные функции банка:
аккумулирует (собирает) временно свободные денежные ресурсы;
выступает в качестве центра, через который осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного хозяйствующего субъекта к другому, из одной сферы экономики в другую;
выступает посредником при проведении платежей предприятиями, организациями, населением между собой.
Банки выполняют три основных вида операций:
- пассивные (их целью является привлечение в банки свободных денежных средств физических и юридических лиц)
- активные (имеют целью прибыльное размещение собранных средств) - забалансовые (представляют собой непосредственно предпринимательскую деятельность самих банков; это биржевые спекуляции на рынке ценных бумаг, обмен валюты, консалтинговые услуги и др.).
В настоящее время практически во всех странах мирах существует двухуровневая банковская система. Первый уровень этой системы образует центральный (эмиссионный) банк, второй – частные и государственные банки.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Именно ему государство предоставляет исключительное право эмиссии (печать дополнительных денег) банкнот.
Центральные банки выполняют ряд важных функций:
1) эмиссию банкнот;
2) аккумуляцию и хранение резервов других банков, золотовалютных резервов страны;
3) кредитование коммерческих банков;
4) проведение расчётов и переводных операций для правительства страны;
5) контроль над деятельностью кредитных учреждений.
Исключительной функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование всего денежного обращения страны при помощи проведения соответствующей денежно-кредитной политики. Она может осуществляться в форме кредитной экспансии, то есть стимулирования всех коммерческих структур в получение кредитов, либо в форме кредитной экспансии, то есть стимулирования всех коммерческих структур на получение кредитов, либо в форме кредитной рестрикции, то есть ограничения коммерческих структур в получении кредитов. Первая форма денежно-кредитной политики, как правило, имеет место в периоды замедления темпов роста производства, вторая – в периоды подъёма экономики.
Основными инструментами, которые использует центральный банк для проведения денежно-кредитной политики, являются: повышение или понижение учётной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, которые должны хранить кредитные учреждения, проведение операций на открытом рынке, регулирование денежной массы путём эмиссии денег
Учётной ставкой называется процентная ставка центрального банка, устанавливаемая дл приобретения платёжных обязательств. По этой ставке коммерческие банки могут заимствовать резервы у центрального банка. Она, как правило, отличается от текущих ставок коммерческих банков и влечёт за собой облегчение или затруднение получения кредита от коммерческих банков.
Вторым важным элементом банковской системы являются коммерческие банки – кредитные учреждения универсального характера.
В настоящее время в РФ существует двухуровневая банковская система. Правовой основой, регулирующей её деятельность, являются Конституция РФ, ФЗ (федеральный закон) « О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)2 и др.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр. 166-170;
2. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с.
Лекция №46
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»