logo
обществознание (2)

1. Понятие «деньги».

Деньгивсеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга.

Деньги – исторически развивающаяся экономическая категория. Они последовательно прошли в своём развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег

История денег началась с их полноценного варианта. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т.е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствуют номинальной (т.е. той, которая на этой монете обозначена).

Первоначально полноценными деньгами служили зерно, меха, скот и т.д. Со временем роль денег закрепилась за двумя металлами – золотом и серебром. При этом в истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т.е. в обращении в качестве денег находились оба этих металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро). В частности, на раннем этапе развития капитализма в Европе был широко распространён биметаллизм. Однако трудности, связанные с использованием двойных денег и цен, склонили к пользе золотого мономентализма. Золото это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: делимость, портативность (или высокую концентрацию), большую стоимость и наличие в количестве, достаточном для обмена. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании ещё в конце XVIII в. В конце XIX в. Наиболее развитые страны континентальной Европы также перешли на золотой стандарт. Золотой стандарт – это такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото.

В условиях действия золотого стандарта деньги выполняли несколько функций:

1) они служили мерой стоимости всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой. Цены различных товаров выражались в некотором количестве золота, которое измеряется его весом. Определённое весовое количество золота принималось за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служили для измерения массы золота, а все цены товаров выражались в определённом количестве его весовых единиц (например, в Российской империи конца XIX в. Денежной единицей был рубль, весовое количество золота которого равнялось 0,774254 г).

2) функция средства обращения. Она состояла в том, что деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов и наоборот. Это давало людям возможность избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Сначала эту функцию выполняли золотые слитки. Это создавало определённые неудобства, поскольку при каждом обмене эти слитки приходилось взвешивать. Поэтому государство стало придавать этим слиткам небольшую, как правило, стандартную форму и ставить на них соответствующий штамп. Так золотые деньги приобрели форму монеты. В процессе обращения монеты постепенно стирались и количество золота в них уменьшалось. Происходило отделение номинальной стоимости монеты от её реального содержания. Нехватка золота постепенно привела к тому, что государства стали заменять золотые монеты более дешёвыми серебряными и медными, а потом и вовсе заменили металлические деньги бумажными.

3) продажа товаров в кредит (т.е. в долг с отсрочкой платежа). Деньги использовались как средство платежа, причём не только в товарной сфере, но и вне её (например, для выплаты налогов, займов и т. д). Но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию

4) средства образования сокровищ, т.е.накапливались в качестве богатства вообще.

Отмена золотого стандарта произошла в XX в. Первый удар по золотому монометаллизму нанёс мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Беспрецедентное обесценивание бумажных денег привело к тому, что размен их на золото стал невозможен и практически во всех странах был прекращён.

После Второй мировой войны усилившиеся экономически США внедрили в качестве основного средства платежа свою денежную единицу – доллар. Центральные банки различных государств могли теперь разменивать доллары на золото. Однако искусственно сохранять золотое содержание доллара Америка долго не смогла. К тому же много золота вместе с долларами утекло в Западную Европу (так называемые евродоллары) и на Ближний Восток (нефтедоллары). В декабре 1971 г. Золотой стандарт был полностью отменён. Произошла демонетизация золота, т.е. его «отстранение» от денежных функций. На смену золотому стандарту пришла искусственная денежная система, в рамках которой действуют неполноценные деньги, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление. Основными видами неполноценных денег являются;

Бумажно-кредитные деньги обладают различной степенью ликвидности. Ликвидность – это способность быть обращёнными в наличные деньги и истраченными на покупку товаров и услуг. Например, наличные деньги ликвидны на 100%, поскольку на них можно в любой момент приобрести различные виды жизненных благ. Гораздо менее ликвидными являются различные виды банковских вкладов.

Деньги находятся в постоянном движении, перемещаясь между физическими лицами, юридическими лицами и государством. Движение денег при выполнении ими своих функций называется денежным обращением.

Фактически современное денежное обращение включает в себя две основные формы денежных средств:

Соотношение наличных и безналичных денежных средств в современной экономике составляет 1:5.

Денежная система государства - исторически сложившееся в государстве и закреплённое законодательством устройство денежного обращения.

Правовой основой денежной системы РФ являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России). Официальная денежная единица России – рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Банком России и публикуются в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Центральный банк РФ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормалной экономической ситуации в стране.

Основные виды денег, имеющих законную платёжную силу, являются банковские билеты (банкноты) и метллические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах ЦБР. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России.

Для нормального функционирования экономики требуется наличие определённого количества денег для обращения. Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, в которых сфера обращения наполняется «лишними» деньгами, то есть количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются:

- по отношению к золоту (при золотом стандарте);

- по отношению к товарам и услугам;

- по отношению к денежным знакам других государств.

В первом случае повышается рыночная цена золота, во втором – цены на товары и услуги, в третьем – происходит падения курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

Уровень инфляции измеряют с помощью индекса цен (индекса стоимости жизни), который отражает процент увеличения за исследуемый период стоимости так называемой «потребительской корзины» - определённого набора товаров и услуг, необходимых для жизни.

Существует несколько видов инфляции.

В зависимости от среднегодового прироста цен выделяют:

1) умеренную (или ползучую) инфляцию, при которой цены поднимаются постепенно и в умеренном темпе (примерно на 10% в год);

2) галопирующую инфляцию, характеризующуюся быстрым ростом цен (примерно 100-150% в год);

3) гиперинфляцию, отличительной чертой которой является сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).

По характеру инфляционного процесса различают инфляцию открытую и подавленную. При открытой инфляции происходит ничем не сдерживаемый рост цен. При подавленной – государство искусственно контролирует цены, что приводит к возникновению дефицита и «чёрного рынка».

Существует два варианта политики государства в ситуации инфляции: либо приспособление к инфляции, либо борьба с ней. В первом случае периодически проводится индексация доходов населения (повышение зарплат, пенсий, стипендий и т.д.).

Инфляция по-разному влияет на положение субъектов экономики. Как правило, она невыгодна всем получателям фиксированных доходов (работникам бюджетной сферы, кредиторам и владельцам сбережений) Для тех же людей, кто имеет диверсифицированные источники доходов, например недвижимость, инфляция может оказаться даже выгодной. Также выгодной инфляция может стать и для государства, которое, финансируя, дефицит бюджета за счёт печатания денег, получает так называемый инфляционный налог.

Основными последствиями инфляции являются, во-первых, значительное перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц и структур (обычно финансовых) и разрушение нормальных социально-экономических отношений. Население начинает в панике избавляться от быстро обесценивающихся денег и стремится вложить последние в материальные блага. А гиперинфляция вообще приводит к краху денежной системы и утрате деньгами своих функций. Однако непрерывная индексация может, в свою очередь, спровоцировать усиление инфляции, породив спираль «зарплата – цены». Борьба с инфляцией предполагает жёсткую денежно-кредитную политику, сокращение дефицита бюджета за счёт социальных программ, ограничение роли государства в экономике, поддержку предпринимательства, постепенное уменьшение денежной массы и другие меры.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр. 160-166;

2. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с.

Лекция №45