logo
обществознание (2)

2. Либерализм.

Либерализм (от лат. liberalis – свободный) сложился на основе политической философии Д. Локка, Т. Гоббса, экономической теории А. Смита, правовой философии И. Канта, в частности в его теории правового государства и идее нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в тоже время морально ответственной. Зародился либерализм ещё в эпоху античности, с его римским правом и греческим представлением о свободе. Базовые принципы либерализма:

Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь, государство должно лишь охранять общественный порядок и защищать страну от внешней угрозы. Экономические принципы либерализма сформулированы были ещё А. Смитом:

В социально сфере либералы требовали:

Политические принципы либерализма:

Идеал общественного устройства – правовое государство.

Духовная жизнь основывается на:

В XX в. идеи либерализма нашли отражение в неолиберализме, который несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

3. Консерватизм.

Второй классической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare – сохранять). Термин «консерватизм» впервые был употреблён французским писателем-романтиком Ф.Р.Шатобрианом, который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор». Его основные принципы были сформулированы англичанином Э. Берком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции.

Основные принципы консерватизма:

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившая, оформившаяся в неоконсерватизм, для которого характерны: приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида, защита порядка, законности, семьи и религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия. Социально ответственная личность и политически стабильное государство – идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к классическому либерализму XIX в.