logo
обществознание (2)

Наука и её роль в жизни общества

Сегодня, в век научно-технического прогресса наука приобретает всё большое значение в жизни общества. Всё больше проводится научных исследований с целью получения новых знаний об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Греки первыми поняли, что окружающий мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающих его только при помощи методов чувственного познания. Они первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира, к познанию его законов.

Абстракция (от лат. abstractio-отвлечение) - это форма познания, основанная на мыслительном выделении определённых свойств и связей предмета или события и отвлечении от других его свойств и связей.

В эпоху Средневековья наука попала в зависимость от религии и её развитие существенно замедлилось. В эпоху Возрождения (XIV-XV вв.) в результате открытий , сделанных Н.Коперником, Г.Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать всё более значительное влияние на жизнь общества. С XVII века в Европе идёт процесс оформления науки как социального института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. В XIX веке появляется само слово «учёный». В конце XIX начале XX веков возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно сэтого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством.

Основные социальные функции науки:

Основные модели развития науки:

Сущность – истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна лишь сводиться к внимательному изучению работ своих предшественников.

Сущность – наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать актуальные мировоззренческие и практические задачи.

Парадигмы бывают:

На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решить накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно.

Воздействие общества на развитие науки.

1. Потребности развития общества определяют проблематику научных исследований, т.н. социальный заказ, который даёт учёным общество (н-р, найти способы избавления человечества от рака, СПИДа);

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, н-р, в РФ сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, то есть тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих подчас сиюминутных проблем.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.88-91;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

Лекция №14

МОРАЛЬ

Особую роль в регулировании жизни общества и поведении его членов играет мораль. Существует множество определений морали, я приведу лишь одно.

Мораль (от лат.moralitas – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат.mores – нравы, обычаи, мода, поведение) – форма общественного сознания, в которой находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различают. Мораль - это норма сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни практическое поведение людей. Наука, изучающая мораль, нравственность называется этика. Эта теория, изучающая сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека,, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности – общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных взаимоотношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать «практической философией».

Основные функции морали:

Моральные убеждения в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости являются отражением в сознании людей реально существующего , сложившегося в течение веков и тысячелетий в обществе, определённое понимание сущности социума, истории, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т.д.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь – это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.

Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации и следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

Однако между нормами права и морали существует много отличий:

  1. право представляет собой совокупность норм, установленных государством, зафиксированных в юридических нормах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;

  2. в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах общественное мнение;

  3. правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержаться. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;

  4. нормы морали распространяют своё влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию ( отношения дружбы, любви и т.п.);

  5. для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали , конкретность содержания, определённость формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

  6. если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.91-95;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488;

4. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др., - 7-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-414 с., стр.108-114.

Лекция №15