1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
Человеческая деятельность - это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира. Из живых существ только человек осуществляет деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства её достижения и результат. Объект - то, на что данная деятельность направлена. Субъект - тот, кто её осуществляет. Прежде чем начинать действовать человек определяет цель деятельности, то есть формирует в своём сознании идеальный образ результата, которого он стремиться достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для её достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности.
Классификация деятельности. Деятельность бывает: практическая и духовная.
Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества.
Разновидности практической деятельности:
• материально-производственная (преобразование природы);
• социально-производственная (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Разновидности духовной деятельности:
• познавательная;
• ценностно-ориентированная;
• прогностическая.
В зависимости от полученных результатов деятельность бывает:
• разрушительная;
• созидательная.
Также деятельность бывает:
• трудовая;
• образовательная;
• досуговая.
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку в процессе деятельности приходиться прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже всё человечество в целом. Основные виды общения:
• между реальными субъектами (н-р, между двумя людьми);
• реального субъекта с иллюзорным партнёром (н-р, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
• реального субъекта с воображаемым партнёром (н-р, общение человека со своим внутренним голосом);
• воображаемых партнёров (н-р, литературных персонажей).
2. Трудовая деятельность.
Важнейшей деятельностью человека является трудовая деятельность, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
В структуре трудовой деятельности выделяют:
• сознательно-поставленные цели - производство определённой продукции, переработка природных материалов и пр.;
• предметы труда - материалы (металл, камень, и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;
• средства и орудия труда - все устройства, приборы, механизмы, приспособления при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
• используемые технологии - приёмы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:
• производительность труда - количество продукции произведённой в единицу времени;
• эффективность труда - соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны и получение результатов с другой;
• уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса.
О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.
Общие требования, предъявляемые к участнику трудовой деятельности:
• работник должен владеть всеми приёмами и способами производства, из которых складывается технологический процесс, то есть должен быть профессионалом;
• квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке трудового процесса (требование квалификации);
• от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего распорядка, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора.
3. Духовная деятельность.
Важнейшей деятельностью человека является духовная деятельность.
Духовная деятельность - это творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний и т.д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление.
Духовную деятельность условно разделяют на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение основных духовных ценностей).
Основные виды духовной деятельности:
• наука;
• искусство;
• религия;
• образование.
Деятельность оказывает большое влияние на формирование личности. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует её. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.39-43;
2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.
3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
Лекция №9
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»