3. Основные функции семьи:
репродуктивная;
воспитательная;
хозяйственно-экономическая;
рекреационная (снятие стрессовых ситуаций).
Учёные-социологи различают функции специфические и неспецифические, которые вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального института.
Специфические: рождение, содержание и социализация детей.
Неспецифические: накопление и передача собственности, статуса, организация производства и накопления и т.п. Эти функции называются неспецифическими выполнять, которые семья оказывается принужденной в определённых исторических условиях.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.241-254;
2. Брак.
Брак – это юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником власти является Семейный кодекс РФ. В соответствии с законодательством РФ о семье признаётся только светский брак, то есть брак юридически оформленный, заключённый и зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния). В то же время Семейным кодексом РФ признаётся брак, совершённый российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, то есть в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния. Брак может быть заключён только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом. Условия подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивные условия необходимые для заключения брака:
взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
достижение брачного возраста, то есть 18 лет, он может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс в виде исключения предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте с учётом особых обстоятельств.
Негативные условия, то есть обстоятельства, препятствующие заключению брака:
состояние в другом браке хотя бы одного из лиц, вступающих брак;
наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак.Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей линии (родители и дети, бабушка, дедушка и внуки), а также родные братья и сёстры, причём это родство может быть полным и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);
наличие отношений усыновления или удочерения между лиц желающими вступить в брак;
признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.
Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подаётся совместное письменное заявление в органы ЗАГСа. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращён или увеличен (в последнем случае – не более чем на месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребёнка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак может быть заключён в день подачи заявления. Брак заключается в личном присутствии, вступающих в брак.
Существует ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан, недействителеным. К их числу относятся:
несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
заключение фиктивного брака.
Брак признаётся недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд признать брак действительным.
Основания признания брака недействительным:
смерть или объявление одного из супругов умершим;
расторжение брака в установленном законом порядке.
Расторжение брака производится в органах ЗАГСа или в судебном порядке. В органах ЗАГСа расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСа (н-р, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.
В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:
1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСа, хотя не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т.п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка)
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладываются. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги(или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, , с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключать соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Брак считается прекращённым:
1) в случае его расторжения в органах загса – со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
2) в случае расторжения брака в судебном порядке – в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органах ЗАГСа.
3. Ребёнок в семье. Права ребёнка.
Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. Для нормального и полноценного развития ребёнка семья жизненно необходима. Семью невозможно заменить никакими другими социальными институтами или учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребёнка оказывает атмосфера внутри семьи.
Социологи выделяют три варианта семейного воспитания:
детоцентристское – позиция всепрощения по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним;
профессионалистское – своеобразный отказ родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах;
прагматическое – выработка у детей «практичности», умения «устраивать свои дела», ориентация их прежде всего на получние непосредственной материальной выгоды.
Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства.
Определение понятия «ребёнок» содержится в п.1 ст.54 Семейного кодекса РФ: ребёнком является лицо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолетних детей посвящена отдельная глава кодекса. Основная цель этой главы – не допустить дискриминации ребёнка в семейных отношениях. Другим документом, закрепляющим права детей является Конвенция ООН «О правах ребёнка» 1989 г., участницей которой Россия является с !990 г.
Ст. 47 Семейного кодекса РФ гласит, что основанием возникновения родительских правоотношений является происхождение детей от родителей, установленное в законном порялке. Документами, удостоверяющими запись лиц в качестве отца и матери ребёнка в органах ЗАГСа и свидетельство о рождении ребёнка. Независимо от того родился ли ребёнок в зарегистрированном браке или вне его, он обладает всеми правами, предоставленными ему семейным законодательством. Каждый ребёнок имеет право в соответствии с Конвенцией на сохранение своей индивидуальности. Это: имя, фамилия, гражданство, семейные связи.
Имя даётся ребёнку по соглашению между родителями. При этом родители вправе дать ребёнку имя, которое они пожелают. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени и фамилии ребёнка то спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Отчество ребёнка определяется именем отца. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребёнка решается по согласованию между ними, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Если отцовство в отношении ребёнка не установлено, то имя ребёнку даётся по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия – по фамилии матери.
Родители вправе изменить имя и фамилию ребёнка только до достижения ими 16-летнего возраста. Причём, если ребёнок достиг возраста 10 лет, изменение его имени и фамилии невозможно без его согласия – это положение является важнейшей гарантией права ребёнка на сохранение своей индивидуальности. По достижении 16 лет лишь сам ребёнок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имён и фамилий, ходатайствовать об их изменении.
Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребёнка свободно выражать своё мнение, это право предоставляется ребёнку такого возраста который способен сформулировать свои собственные взгляды.
Согласно ст. 54, п.2 Семейного кодекса РФ, ребёнок имеет право на семейное воспитание, то есть возможность жить и воспитываться в семье. Ребёнок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребёнок проживают на территории различных государств. Ребёнок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей Ребёнок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребёнок иммет право общаться со своими родителями, даже если они прекратили супружеские отношения. Ребёнок имеет право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право распространяется и в случае расторжения брака между его родителями. Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (арест, болезнь, несчастный случай) имеет право на общение с родителями и иными родственниками.
Имущественные права ребёнка регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, родители не имеют права собственности на имущество детей. Однако если они проживают совместно, то вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Ребёнок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребёнок имеет право на получение от родителей и других родственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов. Право собственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признаётся за ребёнком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребёнка принадлежит его родителям или лицам, их заменяющим. Они должны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребёнка. Иногда родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются не по назначению. В этом случае родитель-плательщик вправе обратиться в суд с требованием о зачислении алиментов (но не более 50%) на счета, открытые на имя ребёнка в банке. Ребёнок также имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Ребёнок имеет право на защиту своих прав лично или через своих представителей. Обязанности по защите прав ребёнка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечительства. Ребёнок имеет право непосредственно обращаться за защитой от злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребёнка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребёнка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребёнок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ребёнок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей непосредственно обратиться в суд.
В связи с тем, что не все дети могут обратиться за защитой своих прав (боязнь, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения), все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребёнка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребёнка.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.241-254;
Лекция №25
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»