logo
обществознание (2)

Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:

1) прямая походка, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, и позволяющая использовать их для труда;

2) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять, сложные и тонкие функции;

3) взгляд, направленный вперёд, а не в стороны, позволяющий видеть в трёх измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

4) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

5) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;

6) длительная зависимость детей от родителей (то есть долгий периодопеки со стороны взрослых), медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

7) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи.

Человек – это природное существо, живущее по законам природного мира, но полноценно жить и развиваться он может только в обществе подобных ему людей. Сознание и речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в процессе социализации.

Социализация – это усвоение индивидом норм, ценностей, правил поведения необходимых для успешного функционирования в обществе.

Человек с момента рождения является индивидом. Индивид - это единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Человек – это понятие, обозначающее принадлежность какого-либо лица к человеческому роду Homo sapiens/

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.36-39;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

Лекция №7

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Бытие – это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

1. Потребности человека.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Потребности (в обыденном смысле) – это нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности (в науке) – постоянное противоречие между существующей ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем деятельности человека.

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врождённый инстинкт (то есть биологический природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Инстинкты человека делятся на три группы:

витальные (от лат. vita – жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

В соответствии с инстинктами потребности тоже можно условно разделить на три группы:

биологические – потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода;

социальные – потребности в трудовой деятельности, самореализации;

духовные – потребности в познании, знаниях.

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности в питье, пище, сне удовлетворяется в социальных формах. Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных потребностей – потребности индивидуальной любви.

Американский психолог А. Маслоу предлагает другую классификацию потребностей. Он отделяет первичные (врождённые) потребности от вторичных (благоприобретённых).

Первичные (врождённые) потребности:

Вторичные (благоприобретённые) потребности:

Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу насущными, когда удовлетворяются предыдущие.

Психологи также делят потребности на подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

2. Интересы людей.

От потребностей надо отличать интересы людей. Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Интересы различаются: