Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
1) прямая походка, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения, и позволяющая использовать их для труда;
2) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять, сложные и тонкие функции;
3) взгляд, направленный вперёд, а не в стороны, позволяющий видеть в трёх измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
4) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
5) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи;
6) длительная зависимость детей от родителей (то есть долгий периодопеки со стороны взрослых), медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
7) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи.
Человек – это природное существо, живущее по законам природного мира, но полноценно жить и развиваться он может только в обществе подобных ему людей. Сознание и речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно в процессе социализации.
Социализация – это усвоение индивидом норм, ценностей, правил поведения необходимых для успешного функционирования в обществе.
Человек с момента рождения является индивидом. Индивид - это единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Человек – это понятие, обозначающее принадлежность какого-либо лица к человеческому роду Homo sapiens/
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.36-39;
2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.
3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
Лекция №7
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Бытие – это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
1. Потребности человека.
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Потребности (в обыденном смысле) – это нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности (в науке) – постоянное противоречие между существующей ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем деятельности человека.
В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врождённый инстинкт (то есть биологический природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Инстинкты человека делятся на три группы:
витальные (от лат. vita – жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);
социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;
интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).
В соответствии с инстинктами потребности тоже можно условно разделить на три группы:
биологические – потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода;
социальные – потребности в трудовой деятельности, самореализации;
духовные – потребности в познании, знаниях.
Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности в питье, пище, сне удовлетворяется в социальных формах. Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных потребностей – потребности индивидуальной любви.
Американский психолог А. Маслоу предлагает другую классификацию потребностей. Он отделяет первичные (врождённые) потребности от вторичных (благоприобретённых).
Первичные (врождённые) потребности:
физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище и др.);
экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).
Вторичные (благоприобретённые) потребности:
социальные (потребности в социальных связях, общении, участие в совместной с другими людьми деятельности);
престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
духовные (потребности в самовыражении).
Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу насущными, когда удовлетворяются предыдущие.
Психологи также делят потребности на подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведёт к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.
2. Интересы людей.
От потребностей надо отличать интересы людей. Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Интересы различаются:
по степени общности – групповые, индивидуальные, общественные;
по сфере направленности – экономические, политические, духовные, социальные;
по степени осознанности - действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности;
по возможностям осуществления – реальные, мнимые.
- Общество как сложная динамическая система
- 2. Классификация общества.
- Общественные отношения
- 1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
- 2. Межличностные отношения.
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
- 1. Формационный подход к изучению общества.
- Социальный прогресс и его критерии
- Глобальные проблемы современности
- Человек как биосоциальное существо
- Анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, составляющие биологическую основу деятельности человека как существа социального:
- 3. Способности человека.
- Человеческая деятельность и её многообразие
- 1. Человеческая деятельность. Понятие, структура, разновидности.
- Личность как субъект общественной жизни социализация личности
- 1. Понятие личности.
- Духовный мир человека
- Духовная жизнь общества
- Духовная культура
- Наука и её роль в жизни общества
- Религии мира
- Искусство
- 1. Понятие искусства.
- Основные виды искусства.
- Основные функции искусства.
- Образование и самообразование
- Теория познания
- 1. Понятие познания. Субъект и объект познания. Рефлексия.
- 2. Структура познания.
- 3. Основные виды познания.
- 4. Основные направления в теории познания.
- 6. Научное познание.
- Социальная структура общества
- 1. Понятие социальной структуры.
- 2. Исторические типы стратификации.
- 3. Теория социальной стратификации.
- Теория социальной мобильности
- 1. Понятие социальной мобильности.
- 2. Основные виды социальной мобильности.
- 4. Последствия социальной мобильности.
- Социальные статусы и роли личности
- 1. Социальные статусы.
- 2. Социальная роль.
- 1. Социальные нормы.
- Типология социальных санкций
- Формальные неформальные
- 2. Отклоняющееся поведение.
- 3. Конформистское поведение.
- Межнациональные отношения.
- 1.Этнические общности и их формы.
- 2. Процесс развития этносов.
- 4. Две тенденции в развитии национальных отношений.
- Семья как социальный институт
- 1. Понятие семьи как социального института.
- 2. Основные типы семейных структур.
- Основные типы семейных структур:
- 3. Основные функции семьи:
- 1. Понятие социального конфликта.
- 2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.
- 2. Основные теории конфликтов.
- Социальная политика и социальное законодательство.
- Политика, её роль в жизни общества
- 2. Политическая система общества.
- Власть, её происхождение и виды
- 1. Понятие власти.
- 2. Политическая власть.
- 3. Государственная власть в России.
- 1. Основные концепции происхождения государства
- 2. Понятие государства.
- 3.Основные признаки государства.
- 4.Основные функции государства.
- Основные формы государства
- 1. Понятие формы государства.
- 2. Основные формы правления.
- Основные формы государственного устройства.
- Политические режимы.
- Гражданское общество и правовое государство
- Гражданское общество.
- Правовое государство.
- Политическое лидерство
- 1. Политический лидер и его основные функции.
- 2. Природа политического лидерства.
- 3. Типология политического лидерства.
- Характеристика психологического поведения лидеров
- 4. Политический популизм.
- Политические партии
- 1. Понятие и основные функции политической партии.
- 2. Возникновение политических партий.
- 5. Политические партии в парламенте.
- Политическая идеология
- 1. Понятие политической идеологии.
- 2. Либерализм.
- 4. Социализм.
- Политическая культура общества
- 1. Понятие «политическая культура» и её основные функции.
- 2. Основные типы политической культуры.
- Экономика, её роль в жизни общества
- Основные типы экономических систем
- Понятие собственности. Формы собственности, разгосударствление и приватизация
- Производство: структура, факторы, виды
- Предпринимательство: сущность, функции, виды
- Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества
- 1. Понятие рынка.
- 2. Рыночный механизм.
- 3. Многообразие рынков в современной экономике.
- 1. Понятие «деньги».
- Банки и банковская система
- Государство и экономика
- Налоги, их виды функции
- Мировая экономика россия в системе мировых экономических связей,
- Рынок труда. Занятость и безработица,
- Экономическая культура
- Россия в рыночной экономике
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «обществознание»