logo
обществознание (2)

1. Понятие личности.

Слово «личность» (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда – персонаж). У древних римлян слово персона употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.) Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Личность – человек как индивидуальность, обладающая особыми социально значимыми чертами, свойствами и качествами, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают её социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

2. Формирование личности в процессе социализации.

Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, ролей, образцов поведения присущих данному обществу. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. От социализации следует отличать адаптацию – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования, обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире, взросление – социопсихологическое становление личности в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Долгое время учёные считали, что личностные черты человека определяются исключительно наследственностью, то есть предки и гены, определяют, станет ли человек гениальной личностью или преступником. Но по мере накопления фактов учёные пришли к выводу, что решающую роль в формировании личности играет социальная среда и подтверждением данному факту являются так называемые феральные люди – «дети джунглей», дети, воспитанные животными. Возвратившись, в человеческое общество они, как правило, живут не более 10 лет, не могут улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу, могут усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, не превышающей 30 слов. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в социальное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не могут стать полноценными членами общества, потому что социализация началась у них слишком поздно. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую детство и юность и продолженную или зрелую социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализацииции.

Агенты социализации – это конкретные люди при помощи, которых происходит обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сёстры, друзья, учителя и.д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, школы и т.д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институты социализации подразделяются на первичные и вторичные. Первичные институты социализации – семья, школа, вторичные институты социализации – СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная в сфере социальных отношений.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

Поэтому такие элементы социального контроля как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных), одновременно являются и приёмами социализации

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (ролей), например, отец – опекун, администратор, учитель, друг, спонсор и т.д., а вторичной – одну, две. Например, учитель – обучает и воспитывает.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том , что агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своих функций, а агенты первичной социализации не получают.

.

Каждый раз, вступая в новый цикл человеку многому приходиться переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой – это отучение от старых ценностей, ,норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – это противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому образу жизни). Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушать основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.39-43;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

Лекция №10