logo
обществознание (2)

2. Социальные конфликты: сущность и пути его разрешения.

Участниками конфликта могут быть как отдельные личности, так и социальные группы, организации и государства. Основные субъекты конфликта

называются оппонентами или противоборствующими сторонами. Противоборствующие стороны могут быть неравнозначными, то есть иметь разные ранги. Ранг – это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в распоряжении ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если её ранг окажется выше.

Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. В конфликте есть также свидетели, посредники, подстрекатели и пособники.

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны. Подстрекатели – это те кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Мотивы бытовых конфликтов: обида, месть, ревность, зависть, корысть.

Мотивы групповых конфликтов: политические симпатии и антипатии и желание перераспределения экономических ресурсов.

Причины конфликтов: общественное неравенство, порождающее различия в отношениях собственности и власти. Неравенство может быть различным по типу и масштабам, но оно всегда присутствует.

Любому конфликту присуща социальная напряжённость. Социальная напряжённость – это особое состояние общественного сознания, вызванное обострением социальных противоречий. Социальная напряжённость характеризуется:

Уровень социальной напряжённости в обществе может изменяться –снижаться или увеличиваться. Чем больше уровень социальной напряжённости, тем более вероятной является опасность социального взрыва. Однако даже очень высокий уровень социальной напряжённости необязательно приводит к конфликту.

Как правило, любой конфликт начинается с повода (или инцидента). Инцидентом или поводом конфликта называется событие или обстоятельство, в результате которого скрытые, то есть латентные противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. Повод может быть реальным или придуманным. Придуманный повод – это провокация конфликта. Обычно провокация строится по следующей схеме: сторона, желающая развязать конфликт и реализовать в нём свои интересы, придумывает какую-то ситуацию, которую легко объяснить как проявление враждебности со стороны оппонента.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки или уклониться от конфликта, то он переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, или может длиться достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т.д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта сопровождается, как правило, увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из сторон, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта считается достижение консенсуса. Консенсусэто согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного согласия позиций сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

3. Основные виды конфликтов.

Основные виды конфликтов (в зависимости от основания):

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов важную роль играет социальная политика, проводимая государством. Её сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.254-260;

2. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.