logo
обществознание (2)

4. Основные направления в теории познания.

Исходным для теории познания является вопрос «Познаваем ли мир?». В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют две философских позиции – пессимистическая и оптимистическая.

Пессимистическая позиция находит отражение в скептицизме и агностицизме.

Скептицизм в принципе не отрицает возможность познания мира, но выражает сомнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем.

Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – отрицает возможность познания объективного мира.

Оптимистическая позиция находит отражение у большей части философов.

Сенсуалисты полагают, что ведущую роль в процессе познания играют органы чувств.

Эмпирики считают, что ведущую роль в процессе познания играет опыт.

Рационалисты считают, что ведущую роль в процессе познания играет разум.

Некоторые философы выделяют и ненаучные способы познания

Ненаучные способы познания: интуиция, остроумие, вера, мистическое озарение.

Интуиция – способность человека к постижению истины путём её прямого усмотрения («озарение»), без обоснования и каких-либо доказательств. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда – в состоянии сна. Например, Д.И. Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Интуиция находится на грани научных и ненаучных форм познания.

Остроумие – способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть философских теорий и научных открытий основана на тонких остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Вера – способ познания «истинного мира» и собственной души в религиозной философии. Настоящая и крепкая вера создаёт сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает не нужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, чтобы знать», - говорил средневековый философ Ансельм Кентерберийский.

Мистическое озарение – в мистических учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые являются путём к истинному познанию и в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания

Наука скептически относится к ненаучным формам познания, однако некоторые философы считают, что нельзя ограничить познание только чувствами и разумом.

5. Истина, ложь, заблуждение.

Познание – это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины.

Истина – это соответствие мыслей и высказываний действительности. Данное определение является классическим. В современной науке чаще всего употребляют следующее определение истины: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще» вне чётких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определённых условиях знание. Абсолютная истинаэто полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, но окончательное достижение этого идеала невозможно. С каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В тоже время каждое новое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть, какая-та часть абсолютной.

Так, в высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако истина Демокрита не абсолютна, поскольку не отражает реальности. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не отражают реальность в целом. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной.

Для того, чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. criterion – мерило для оценки). Общепринятым критерием истины является практика. Практика – это активная деятельность человека по преобразованию себя и окружающего мира.

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.