logo search
disk / экономика

Экономические взгляды народов России

(IX–XVIIвв.)

Для изучения феодальных отношений в Киевском государстве важнейшее значение имеет такой документ, как Русская Правда. Русская Правда – сборник установлений правды, закона, своего рода кодекс гражданского права. Он содержит нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткий» – первоначальный и «пространный» – созданный позднее более полный вариант. Правда складывалась при Ярославе Мудром(978–1054) и его преемниках: детях и внуке –Владимире Мономахе(1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, содержит наставления и комментарий к Правде.

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка по принципу «у кого меч острее, тот и берёт верх». Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, прак-тике возмещения денежных и натуральных долгов. Так «...за ссуду мёда и жита возмещать надобно с надбавкой». Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повелений на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», то есть получит три удара в качестве наказания.

Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины). Кроме того, Русская Правда – ценнейший источник сведений о нормах хозяйственной жизни и экономических отношениях. Из неё мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, которые исполняют роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заём.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем – «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.

С конца XVстолетия в России активно шёл процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединение в централизованное государство. ВXVIвеке развитие феодализма в России вступило в новую фазу, началось широкое наступление на крестьянство, которое теряет право «перехода», усиливается барщинная эксплуатация, на смену боярской вотчине приходит поместье.

Многие процессы экономической жизни России того времени нашли отражение в Судебниках XVиXVIвеков. В этих юридических документах отразилась борьба за землю, которую феодалы вели и между собой и с крестьянами. Усиление крестьянской зависимости выразилось в Судебнике 1497 г., когда был установлен определённый срок для крестьянского перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Впоследствии указами от 1580-х годов «О заповедных летах» крестьяне фактически лишились права перехода.

В середине XVIвека вопросы социально-экономического характера занимают всё более значительное место в литературе. Представляют интерес сочинения писателя-священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма. Особого внимания заслуживает его руководство для правителей и царей, точно названное «Благохотящим царём правительница». Здесь автор развивает план реформ, прелагает изменить податную систему, определить в законе повинность крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы.

Рост товарно-денежных отношений и усиление значения денег при господстве характерного для феодального строя натурального хозяйства отразились в другом знаменитом произведении XVIвека – «Домострое». Естественно, что здесь главным образом решались проблемы организации натурального хозяйства, но в связи с активным расширением внутреннего рынка и развитием внешней торговли в тот период ана-лизировался также и неотъемлемый от этих процессов рост товарного производства.

«Домострой» является не только сборником поучений и наставлений, но и трактатом на экономические темы. Только предметом рассмотрения его авторов является не всё общество или страна в целом, а семья или «дом», не народное хозяйство, а хозяйство богатой семьи, то есть решаются вопросы на уровне микроэкономики. Это яркий документ экономической мысли феодальной эпохи. Советы «Домостроя» ориентированы на натуральное хозяйство, мало связанное с рынком. Вместе с тем, авторы предписывают иногда покупать в расчёте на прибыль при продаже, рекомендуют использовать наёмный труд, а холопов отпускать на волю.

Существенно отличаются от рассмотренных выше сочинений XVIвека произведенияИвана Пересветова. Он подал ИвануIVряд сочинений, в которых содержалась программа политики в отношении дворянства, впоследствии осуществлённая Иваном Грозным.

Пересветов – сторонник неограниченной самодержавной власти. Державная власть должна сформировать дворянское войско в 20 тысяч человек, хорошо вооружённых и щедро награждённых, его боеспособность будет значительно выше, чем у необученной стотысячной армии. Для проведения такой реорганизации войска надо увеличить государственные доходы и сосредоточить их полностью в центральной царской казне. Пересветов предлагал и некоторые меры в отношении торговли, частности установление твердых цен на товары.

В целом программа социально-экономической политики, предложенная Пересветовым, носила чётко определённый классовый характер. Она преследовала двоякие цели. С одной стороны, усиление самодержавия с опорой на рядовое дворянство, а, с другой стороны, преодоление остатков феодальной раздробленности и произвола боярской аристократии.

Развитие торговли и товарного производства также отразилось в литературе XVIвека. Памятником по истории торговли и купечества этого времени является трёхчастная Торговая книга, составленная неизвестными авторами. В первой части говорится о весах, мерах и денежном счёте, во второй – об иностранных товарах, в третьей – о русских товарах и их ценах. Торговая книга была руководством для купцов и справочником цен на товары. Появление такого рода руководства свидетельствовало о значительном развитии как внутренней, так и внешней торговли.

Русская экономическая мысль в XVIвека нашла своё выражение в значительном числе сочинений, написанных в то время. На смену богословской литературе, тесно связанной с церковным мировоззрением, пришли произведения светского характера. Среди них можно найти сочинения, посвящённые социально-экономической тематике и, более того, вопросам узко экономического характера как сочинения Пересветова и Торговая книга.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Определите временные границы средних веков.

  2. Попробуйте охарактеризовать общую экономическую ситуацию периода раннего и позднего Средневековья.

  3. Какие источники отражают развитие средневековой экономической мысли?

  4. Кого считают автором Корана?

  5. Какие экономические вопросы стояли в центре внимания средневековых авторов?

  6. Как происходило формирование феодализма в Западной Европе?

  7. Какие признаки рынка появились в период классического средневековья?

  8. В чём выразилась трансформация экономической идеологии христианства в средние века?

  9. Кого принято называть канонистами? Назовите имена представителей этой школы.

  10. Какую цену Фома Аквинский называл «справедливой»?

  11. Кто был автором (или авторами) Русской Правды? С какой целью она создавалась?

  12. В каких письменных источниках отражены экономические процессы, происходившие в России в XV–XVIвеках?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. В каких странах формирование феодализма происходило на почве разложения общины:

а) Англия;

б) Византия;

в) Венгрия;

г) Испания.

2. Из Ветхого завета ислам почерпнул следующие идеи:

а) понятие о миссии, то есть надо «построить дом, посадить дерево, продолжить род»;

б) понятие о собственности, вверенной Богом во временное управление семье, общине и нуждаю-щейся в рачительном использовании и приумножении;

в) терпимое отношение к ростовщичеству;

г) отношение к общине, как к более важной ценности, чем семья и отдельная человеческая жизнь.

3. Исследуя проблемы экономического роста, Ибн Хальдун считал, что источником богатства в странах является:

а) изобилие драгоценных металлов в недрах страны;

б) рост городского населения;

в) расширение сельскохозяйственного производства;

г) трудолюбивое население.

4. Основные экономические идеи раннего христианства выражались в следующем:

а) накопление богатства в натуральной форме необходимо для улучшения жизни людей;

б) любой труд, особенно физический, – обязанность человека перед Богом;

в) ростовщические операции необходимо искоренить, так как они нечестные и ведут к неравенству;

г) знатность и сословно-классовые различия противоестественны.

5. Что осуждал Фома Аквинский:

а) торговлю;

б) частную собственность;

в) ростовщичество;

г) сословную иерархию.

6. Какие проблемы не нашли отражения в «Домострое»:

а) рост товарного производства;

б) прибыль от продажи;

в) содержание армии;

г) использование наёмного труда.

7. Программа Ивана Пересветова пре-дусматривала:

а) реорганизацию войска;

б) установление твердых цен на товары;

в) снижение расходов государства;

г) усиление роли боярства.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. теоретические системы