logo
disk / экономика

Глава 24. Сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств Капиталистическая экономика после второй мировой войны

В ведущих капиталистических государствах после второй мировой войны происходят структурные сдвиги в экономике, обеспечивающие им высокие прибыли. Монополиям при поддержке государства удалось обратить в свою пользу достижения НТР, развернувшейся в конце 1950 гг.

НТР оказала значительное воздействие на процесс расширенного воспроизводства и его пропорции. Закономерной становится тенденция перехода к интенсивному фондосберегающему воспроизводству. Усилилась динамичность производства, повышается удельный вес отраслей, которые обеспечивают научно – технический прогресс (машиностроение, энергетика, химия), сблизились темпы роста IиIIгрупп общественного производства. Удельный вес отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства снижается. Изменяется соотношение между производственной и непроизводственной сферами хозяйства в пользу последней. Резко возросло число объектов инфраструктуры.

Самые крупные промышленные банковские и торговые компании превратились в гигантские хозяйственные комплексы. Так, в США доля первых 100 корпораций обрабатывающей промышленности во всей продукции отрасли выросла за 1950–1967 гг. с 25 до 36%. В западноевропейских странах в каждой из отраслей действуют тройки–пятерки крупнейших компаний, контролирующих производство.

Таким образом, в послевоенное время в развитых странах усиливается воздействие государственно – монополистического капитализма на экономику. Это выражается, прежде всего, в том, что неуклонно растёт роль государства в создании гарантированного рынка сбыта для монополий, увеличивается его участие в накоплении капитала и в мероприятиях, которые обеспечивают поддержание эффективного спроса.

Первоначально элементы государственно-монополис-тического капитализма (ГМК) начали складываться вместе с превращением монополий в государственную силу в конце XIXвека. В период от начала первой мировой войны 1914–1918 гг. до 1930-х гг. происходит становление ГМК, или первый этап его развития. Кульминационного пункта он достигает в условиях военной экономики 1914–1918 гг. В 1920-х гг. регулирование хозяйства ограничивается преимущественно мерами по обеспечению военно-экономического потенциала страны.

Второй этап – от начала экономического кризиса 1929–1933 гг. до конца второй мировой войны 1939–1945 гг. Качественно новым моментом становится складывание целостной системы ГМК. Содержание такой системы определяют антикризисная политика и попытки сдерживать рыночную стихию путём охвата государственным регулированием всей капиталистической экономики.

Третий этап – после второй мировой войны до конца 1950-х гг. Центр тяжести ГМК переносится на политику роста. Антикризисная политика дополняется системой мероприятий, призванных обеспечить длительный и устойчивый рост экономики.

Четвертый этап начался в конце 1950-х гг. Характерными новыми чертами ГМК становятся прогнозирование и долгосрочное программирование экономики.

Таким образом, развитие ГМК на всех этапах сохраняет присущие ему коренные особенности, но на каждом этапе он приобретает специфические свойства, влияющие на механизм его функционирования в целом. Серьезные потрясения и кризисы в экономике и политике вынуждают страны прибегать к усилению ГМК.

Усиление ГМК на экономику достигается в основном за счет увеличения доли национального дохода, изымаемого в госбюджет. Так, в Англии через госбюджет проходит до 40% ВНП. Во Франции через госбюджет проходит также около 40% национального дохода. В США государство регулирует через госбюджет госзаказы промышленным фирмам, государственное строительство, расходы на НИОКР.

Во всех развитых капиталистических странах усиление экономической функции государства явилось одним из важных факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. Особенностью послевоенного периода стало расширение государственного сектора экономики. Государство прямо или косвенно определяет размеры и характер инвестиций в основной капитал.

Например, в Англии в государственном секторе производится около 20% промышленной продукции. Существует государственный сектор и в США, в него входит 1/4 часть национального богатства страны. Государству принадлежат основные объекты инфраструктуры: почта, дороги, школы, больницы. Военные объекты, малорентабельное производство также находятся в государственной собственности. Во Франции 23% промышленной продукции производится в государственном секторе, на него приходится половина всех капитальных вложений в стране. Половина предприятий госсектора во Франции – смешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах является крупным акционером.

Усилению роли государства в экономике способствовала национализация отдельных отраслей хозяйства, проведённая в послевоенный период в некоторых капиталистических странах (Англия, Франция, Италия). Так, в Англии в период с 1946 по 1951 гг. были национализированы, во-первых, старые малорентабельные отрасли – угольная отрасль и металлургия, во-вторых, Английский банк, в-третьих, отрасли, которые обеспечивают тепло- и электроснабжение – газовая промышленность и электростанции, в четвёртых, средства массовой информации – радио и телевидение, в пятых, железные дороги. Во Франции, в отличие от Англии, национализируются не только старые, но и новые отрасли, кроме того, в руки государства перешла кредитная система.

ГМК использует производственный потенциал национализированных отраслей для того, чтобы поддержать накопление капитала на предприятиях частномонополистического сектора, кроме того, он нацелен на создание и расширение дополнительного, привилегированного рынка для монополий. Устанавливая низкие цены на продукцию национализированных предприятий, государство обеспечивает частномонополистическому капиталу дешёвое топливо, электроэнергию и другие ресурсы.

Однако, несмотря на все выгоды, которые позволяли извлечь национализированные отрасли, монополии, тем не менее, добиваются реприватизации ряда отраслей государственного сектора. Монополии находят также другие пути и средства участия государства в накоплении капитала и при этом не подрывают основ частного бизнеса. Например, создаются предприятия со смешанным, государственным и частным капиталом или же государство приобретает акции частных компаний.

Таким образом, основные принципы экономической политики государства состоят в следующем: