logo
disk / экономика

Фома Аквинский об экономических категориях

В период позднего Средневековья (XII–XIV вв.) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Наиболее полно доктрину поздних канонистов выразил Фома Аквинский(1224–1265).

Итальянский епископ Фома Аквинский – автор обширного сочинения по теологии, где суммируются канонические взгляды католической церкви. Определённое место в этих канонах (законах) занимают экономические воззрения, которые опираются, прежде всего, на труды Аристотеля.

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – священнослужителю, третий – феодалу. В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливость получения надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру знаний. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наёмной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Он считал, что деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает её ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас, заботиться о частной собственности, защищая и умножая её.

Канонические рецепты и предписания носят нормативный характер и определяют этику поведения: это – «греховно», а это – «угодно Богу». Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.