logo search
КНИГА В ЭЛЕКТРОНКЕ П

15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями

Процесс непрерывно возобновляемой хозяйственной деятельности, посредством которой происходит возмещение и увеличение авансирован­ной предприятием стоимости, объективно предполагает развитие финансо­вых отношений с многочисленными субъектами этих отношений.

У сельскохозяйственного предприятия финансовые отношения скла­дываются с бюджетами, внебюджетными фондами и налоговой службой (уплата налогов и других платежей), с институтами банковской системы (получение и погашение кредитов, залог имущества, факторинг, покупка и продажа ценных бумаг и валюты, депозитные вклады и т.д.), со специали­зированными небанковскими кредитно-финансовыми институтами (стра­хование имущества, урожая, животных, многолетних насаждений, разме­щение инвестиций и т.п.).

Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюдже­том и внебюджетными фондами строятся на основе распределения и пе­рераспределения стоимости созданного экономического продукта в целях формирования доходной части государственного бюджета, а также финан­совых ресурсов органов государства и местного самоуправления, исполь­зуемых по специальному назначению (государственный и негосударствен­ные пенсионные фонды, фонд обязательного государственного медицин­ского страхования, дорожные и природоохранные фонды, фонды развития территорий и др.).

Основным источником формирования доходной части бюджета яв­ляются налоговые платежи и сборы, которые взимаются с юридических и физических лиц. В этом реализуется фискальная функция налогов, позво­ляющая выполнять государству специфические экономические функции. Формирование налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения через изъятие части их дохода характеризует данную систему отношений с юридической стороны.

Наряду с тем, что налоги являются инструментом фискальной поли­тики, они выступают одновременно методом косвенного регулирования экономики. Через налоговый механизм государство осуществляет регули­рование экономики, например, стимулирование определённых видов эко­номической деятельности или отраслей экономики, выравнивание эконо­мических условий деятельности различных предприятий, а также решение проблем социального и научно-технического характера. С этой точки зре­ния налоги выполняют регулирующую и перераспределительную функции и отражают экономический характер налоговых отношений, складывающих­ся между государством и субъектами налогообложения (юридическими и физическими лицами).

Регулирование налоговых отношений осуществляется на основе На­логового кодекса РФ, в котором отражены основные понятия законода­тельства о налогах и сборах, система налогов и сборов, правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов и их ответственность, общие правила исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, регламент налоговой отчётности и налогового контроля и порядок обжалования ак­тов налоговых органов.

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с орга­низаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управле­ния денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности го­сударства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщи­ков сборов государственными органами, органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юриди­чески значимых действий.

На основе налогового законодательства в Российской Федерации в зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги и сборы, установлены следующие их виды: федеральные, ре­гиональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются те, которые установ­лены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К таким налогам и сборам относятся; налог на добавленную

стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископае­мых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

В качестве региональных признаются налоги и сборы, устанавливае­мые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Россий­ской Федерации (налог на имущество организаций, налог на игорный биз­нес, транспортный налог). Местными признаются налоги и сборы, уста­навливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые нормативными пра­вовыми представительных органов местного самоуправления и обязатель­ные к уплате на территории соответствующих муниципальных образова­ний (земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.)

Налоги и сборы по характеру налогового изъятия подразделяются на две группы: прямые налоги и косвенные налоги. Под прямыми налогами понимаются налоги, которые прямо обращены на объект налогообложения и подлежат уплате непосредственно из дохода налогоплательщика. К та­ким налогам относятся: налог на прибыль, налог на имущество, подоход­ный налог, земельный налог, налоги, регулирующие процесс природополь­зования, и др.

Под косвенными налогами понимаются налоги, которые не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика, а их изъятие осуществля­ется вне зависимости от конечных результатов деятельности посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др.).

Порядок определения налогооблагаемой базы по каждому виду на­лога, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты, налоговые льготы определяются соответствующими законодательными актами.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает специ­альные налоговые режимы, которые распространяются на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Специальные налоговые режимы предполагают добровольный пере­ход сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сель­скохозяйственного налога, а также к упрощённой системе налогообложе­ния, или возврат к иным режимам налогообложения, предусмотренным за­конодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются орга­низации, которые занимаются производством сельскохозяйственной про­дукции, её первичной и последующей (промышленной) переработкой. При этом доля от реализации произведённой ими сельскохозяйственной про­дукции, включая продукцию её первичной переработки, произведённую из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна состав-

лять не менее 70 % в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг). Это обстоятельство предопределяет право сельскохозяйственного товаро­производителя осуществить переход на уплату единого сельскохозяйст­венного налога. В этом случае налогоплательщики освобождаются от обя­занности уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого соци­ального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налого­вым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхо­вание в соответствии с действующим законодательством. Иные налоги и сборы - в соответствии с общим режимом налогообложения.

Обстоятельства, обусловившие по итогам налогового периода полу­чение доли дохода налогоплательщика от реализации произведённой им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной обра­ботки, произведённую из собственного сельскохозяйственного сырья, ме­нее 70 % в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), приводят к утрате права применения единого сельскохозяйственного налога.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сель­скохозяйственного налога, должен за весь отчётный период произвести пе­рерасчёт налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество, единому социальному налогу.

Наряду с иными режимами налогообложения сельскохозяйственные товаропроизводители обладают правом добровольного применения упро­щённой системы налогообложения. Условием права применения упрощён­ной системы налогообложения является размер дохода (не более 15 млн. руб.) по итогам девяти месяцев того года, когда налогоплательщик прини­мает решение о переходе на данную систему налогообложения. Переход на упрощённую форму налогообложения предполагает освобождение налого­плательщика от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на иму­щество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). При этом уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также уплата иных налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Переход от упрощённой системы (утрата права на применение уп­рощённой системы налогообложения) к иным режимам налогообложения обусловлен: во-первых, превышением доходов налогоплательщика по ито­гам отчётного года 20 млн. руб.; во-вторых, нарушением налогоплатель­щика требований, предусмотренных Налоговых кодексом при применении данной системы налогообложения.

Налогоплательщики, утратившие право применения единого сель­скохозяйственного налога и упрощённой системы налогообложения и пе­решедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на их применение не ранее чем через один год после утраты такого права.

Организация финансирования целевых общегосударственных задач предполагает использование внебюджетных фондов, основными из кото­рых являются социальные внебюджетные фонды (пенсионный государст­венный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного госу­дарственного медицинского страхования), специальные фонды (дорожные фонды, природоохранные фонды, фонды развития территорий, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР) и негосударственные фонды (негосудар­ственные пенсионные фонды, общественные фонды и т.д.). Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Формирование социальных внебюджетных фондов осуществляется, как правило, за счёт отчислений предприятий-работодателей. Тарифы от­числений в социальные фонды устанавливаются федеральным законода­тельством в процентах от выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям. Кроме того, источниками социальных внебюджетных фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, ассигнования из федерального бюджета, доходы от использования времен­но свободных финансовых средств и др. Что касается отчислений в него­сударственные фонды, то они производятся предприятиями добровольно за счёт собственной прибыли.

Финансовые взаимоотношения предприятий с банками представля­ют собой особый тип финансовых связей, проявляющихся по поводу кре­дитования в процессе хозяйственной деятельности и оказания банками фи­нансово-посреднических услуг предприятиям. Коммерческие банки могут быть совладельцами-акционерами предприятий, что в свою очередь предо­пределяет развитие взаимоотношений по поводу долевого распределения прибыли.

Важнейшей функцией коммерческих банков является осуществление расчетно-кассового обслуживания предприятий. В этих целях между бан­ком и предприятием заключается договор банковского счёта (статья 845 ГК РФ) на условиях, согласованных сторонами. Заключённый договор банковского счёта, основные элементы которого предусмотрены Граждан­ским кодексом РФ, в дальнейшем выступает в качестве инструмента регу­лирования финансовых взаимоотношений между предприятием и банком.

В соответствии с договором банковского счёта банк возлагает на се­бя обязательства по принятию и зачислению поступающих на счёт клиента денежных средств, выполнению распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта, а также проведение других опера­ций. В тоже время банку предоставляется возможность по использованию имеющихся денежных средств с сохранением гарантий права беспредятст-

венного распоряжения клиенту этими средствами. При обслуживании кли­ента банку не предоставляется право определения и контролирования на­правлений использования денежных средств клиента и установление не предусмотренных законом или договором банковского счёта ограничений его права распоряжения денежными средствами по своему усмотрению.

Если договором банковского счёта не предусмотрено иное, то банк обязан совершать для клиента операции, предусмотрейные законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Предоставляемые банком услуги по расчетно-кассовому обслужива­нию предприятия могут быть платными, если эти условия предусмотрены договором банковского счёта. Плата за расчетно-кассовые услуги может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счёте, если иное не предусмотрено договором банковского счёта.

При заключении договора банковского счёта может быть предусмот­рено начисление банком процентов за пользование денежными средства­ми, находящимися на счёте предприятия. При этом сумма процентов на­числяется по истечении каждого месяца, если иные сроки не предусмотре­ны договором банковского счёта. Размер процента определяется договором банковского счёта, при отсутствии такого условия - й размере, обычно уп­лачиваемом банком по вкладам до востребования.

Очерёдность списания денежных средств со счёта предприятия оп­ределяется статьёй 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Списание средств со счёта в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность) осуществляется при наличии суммы денежных средств, которая достаточна для удовлетво­рения всех требований, предъявляемых к счёту.

Если на расчётном счёте предприятия отсутствует сумма денежных средств для полного удовлетворения всех предъявляемых требований, то списание денежных средств проводится в следующей очерёдности:

- по другим платёжным документам в порядке календарной ответственности.

Статьёй 857 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что банк гарантирует тайну банковского счёта и банковского вклада, операций по счёту и сведений о клиенте. Сведения, которые составляют банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их предста­вителям. Такие сведения могут быть представлены государственным орга­нам и их должностным лицам только в исключительных случаях и в по­рядке, предусмотренных законом. Бели сведения, составляющие банков­скую тайну, были разглашены банком, то клиент, права которого наруше­ны, вправе потребовать от банка возмещения причинённых убытков.

Расторжение договора банковского счёта может быть осуществлено как по заявлению клиента, так и по требованию банка. По требованию банка договор банковского счёта может быть расторгнут в следующих случаях:

Наряду с осуществлением расчетно-кассового обслуживания пред­приятий, российские банки выполняют разнообразные функции на рынке ценных бумаг в рамках действующего российского законодательства.

Финансовые взаимоотношения предприятий и страховых организа­ций. Под страхованием понимаются экономические отношения, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различных неблагоприятных условий из специально форми­руемых денежных фондов за счёт уплаты ими страховых взносов. Таким образом, основной целью страхования является возмещение ущерба, воз­никающего у граждан и организаций в связи с наступлением определённых опасных событий, из сформированного специализированного страхового фонда. Основной целью организации страхового дела выступает создание условий для этого.

Отличительной особенностью страхования является то, что оно вы­полняет две основные функции - защитно-предохранительную и перерас­пределительную. Защитно-предохранительная функция означает, что стра­хование предусматривает, с одной стороны, самозащиту предприятий и населения от стихийных бедствий, а с другой, - защиту экономических субъектов, например, от неблагоприятных изменений конъюнктуры рынка и предпринимательского риска, приводящих к значительным материаль­ным и финансовым потерям. Распределительная функция страхования реа­лизуется в аккумуляции денежных средств (страховых взносов) экономи-

ческих агентов и дальнейшем их размещении в наиболее прибыльные ак­тивы.

Основными участниками страхового рынка являются страховые ор­ганизации (страховщики), страхователи (физические и юридические лица) и посредники (страховые агенты), общества взаимного страхования, орган страхового надзора, страховые актуарии, выгодоприобретатели, застрахо­ванные лица.

Деятельность страховых организаций, реализующих страховой про­дукт (страховую защиту), регламентируется системой государственного страхового надзора (регистрация страховых организаций, лицензирование их деятельности, контроль за ведением деятельности). Упорядочение дея­тельности страховых организаций на государственном уровне определяет­ся необходимостью защиты интересов страхователей. Взаимоотношения между предприятиями и страховыми организациями регламентируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Взаимоотношения предприятия и страховой организации предпола­гают ведение предварительных переговоров об основных условиях и сро­ках договора страхования, подготовку, подписание и оплату договора страхования, решение вопросов при наступлении страхового случая и осуществление страховой выплаты.

В страховании выделяется две формы: добровольное страхование и обязательное страхование.

При добровольном страховании основанием возникновения отноше­ний выступает договор, заключаемый между предприятием и страховой организацией и отражающий индивидуальные и коллективные страховые потребности, а также правила страхования, определяющие общие условия и порядок осуществления договора. Правила страхования применяются для регулирования страховых обязательств.

В обязательном страховании основанием возникновения отношений выступает юридический состав, включающий наличие определённого со­стояния, статуса и договора обязательного страхования. Особенностями обязательного страхования является то, что оно осуществляется в силу прямого указания закона, круг страхователей указывается в соответст­вующем нормативном акте, страховое обязательство оформляется догово­ром страхования, устанавливаются гарантии прав лиц, в пользу которых по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, основные элементы обязательного страхования определяются нормативным актом.

Видами обязательного страхования являются: обязательное государ­ственное страхование, обязательное социальное страхование (социальное страхование от несчастных случаев на производстве, пенсионное страхо­вание, медицинское страхование), обязательное страхование имущества, обязательное страхование ответственности, обязательное страхование вкладов граждан в банках Российской Федерации.

Страховые отношения возникают в связи с объектами страхования, которые подразделяются на объекты личного и имущественного страхова­ния. В обоих случаях объектами страхования являются имущественные интересы, подверженные денежной оценке.

Объектами личного страхования могут быть:

Объектами имущественного страхования выступают имущественные интересы, вытекающие из владения, пользования или распоряжения иму­ществом (страхование имущества), обязанности возмещения причинённого ущерба другим лицам (страхование гражданской ответственности), осуще­ствления предпринимательской деятельности (страхование предпринима­тельских рисков).

В сельском хозяйстве результаты предпринимательской деятельно­сти напрямую зависят от влияния природно-климатических условий (гра­добитие, аномальные колебания температур, ливневые дожди, весенние паводки и другие чрезвычайные ситуации), которые приводят к значитель­ным потерям, порой превышающим масштабы финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. Основной ущерб сель­скохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засу­хи. Поэтому важным условием развития сельскохозяйственного производ­ства является реформирование страхования сельскохозяйственных рисков.

Страхованию подлежат посевы любых сельскохозяйственных куль­тур, сельскохозяйственные животные и имущество, находящееся во владе­нии предприятия на правах собственности (владение, пользование и рас­поряжение), а также имущество, принятое предприятием в доверительное управление, аренду, лизинг, залог, на хранение, комиссию, продажу.

Страхование осуществляется на основе договора, заключаемого сельскохозяйственным товаропроизводителем и страховой компанией. При этом страхованию могут подлежать все виды сельскохозяйственных культур и животных или их конкретные группы.

При страховании сельскохозяйственных культур во внимание при­нимаются: посевная площадь под конкретной сельскохозяйственной куль­турой, средняя урожайность за последние 5 лет; рыночная цена реализа­ции; страховые тарифы, взимаемые с единицы страховой суммы, с учётом объекта страхования и характера страхового риска.

Основной проблемой, сдерживающей развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур, являются высокие размеры страховых та­рифов, которые закреплены нормативно-правовыми документами. Так, в соответствии с приказом № 83 министра сельского хозяйства от 22 марта 2006 г. для Воронежской области применялись следующие страховые ставки: озимые зерновые - 6,94, яровые зерновые и зернобобовые - 7,18, масличные - 6,0, сахарная свёкла - 8,31, соя - 7,21, многолетние насажде­ния - 9,20.

Определение страховой премии, которую страхователь должен упла­тить страховой организации в порядке и сроки, установленные договором, осуществим на условном примере. Бели, например, сельскохозяйственное предприятие изъявило желание застраховать 800 га озимой пшеницы при средней урожайности 27 ц/га и рыночной цене - 320 руб./ц, то в этом слу­чае страховая стоимость застрахованного урожая составит 6912000 руб. (800 х 27 х 320). Это означает, что при страховом тарифе 6,94 сумма стра­ховых платежей будет равной 479692,8 руб. При этом 50 % страховой сум­мы оплачивается сельскохозяйственным предприятием самостоятельно (239846,4 руб.). Вторая половина страховой премии компенсируется стра­ховой организации из бюджета.

При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, сельскохозяйственное предприятие незамедлительно (но в любом случае не позднее 3 суток) извещает об этом страховщика или его представителя, направив ему письменное заявление о событии, имеющем признаки стра­хового случая, с указанием его характера и степени повреждения посевов, пострадавшей площади и суммой предполагаемого ущерба.

Размер ущерба определяется страховщиком на основании составлен­ного акта с учётом документов, полученных от страхователя и из компе­тентных органов о месте, времени, причинах, размере ущерба и иных об­стоятельств нанесения ущерба застрахованному урожаю, справки зональ­ной гидрометеоцентра, подтверждающей факт и параметры стихийного бедствия и его влияния на застрахованную культуру, а также других доку­ментов по согласованию со страховщиком.

Выплата страхового возмещения производится страховщиком исхо­дя из условий договора страхования в течение 30 дней после составления страхового акта.

В настоящее время уровень страхования урожая и животных сель­скохозяйственными предприятиями остаётся достаточно низким, что объ­ясняется:

- во-первых, отсутствием чёткой стратегии развития сельскохозяйст­венного страхования. Для повышения эффективности страхования необхо­димо принятие специального закона, регулирующего вопросы сельскохо­зяйственного страхования с учётом специфики развития отрасли. В законе должны найти отражение формы проведения сельскохозяйственного стра-

хования (предприятие, региональный и федеральный бюджеты), способы участия государства в сельскохозяйственном страховании, виды сельско­хозяйственного страхования (страхование урожая, сельскохозяйственных животных, движимого и недвижимого имущества);

- в-четвёртых, проблемами финансово-экономического характера, сдерживающими развитие сельскохозяйственного страхования: сложное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, отсутствие возможности получения кредита на страховые цели, высокий уровень убыточности сельскохозяйственного страхования и другие.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под финансами предприятия? Раскройте содержание функций финансов предприятия.

  2. Выделите систему финансовых взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей и охарактеризуйте её.

  3. В чём проявляется специфика организации финансов сельскохозяйственных товаропроизводителей?

  4. Выделите принципы организации финансов предприятия.

5. Определите содержание финансовых ресурсов и источники их формирования.

  1. Охарактеризуйте основные виды доходов и расходов предприятия.

  1. Раскройте содержание системы взаимоотношений сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями.