14.1. Цена: понятие, значение и функции
Одним из ключевых элементов функционирования экономики является цена, которая отражает сложное переплетение практически всех основных экономических и социальных проблем развития общества. Это относится не только к общим экономическим процессам, включающим производство и реализацию товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование валового внутреннего продукта и национального дохода, но и к отдельным покупкам и продажам товаров, совершаемым потребителями.
Цена как инструмент и рычаг управления экономикой представляет собой некую синтетическую категорию, которая объединяет целый комплекс экономических понятий и включает множество видов цен, различающихся между собой назначением, областью применения и способом формирования, подвергающихся постоянной модификации и приобретающих еще большую гибкость в рыночных условиях. Все цены, вместе взятые, с учётом их формирования и изменения действуют как целостный ценовой механизм.
Поэтому сформулировать единое определение Понятия «цена» представляется достаточно сложным. Тем не менее, в экономической науке получили развитие две основные теории, сторонники которых пытаются ответить на довольно сложный вопрос: чем же определяется размер цены товара? Подходы к определению понятия «цена» получили отражение в затратном (производственном) и рыночном принципе формирования цены.
В рамках затратного подхода цена рассматривается как денежное выражение стоимости товара, определяемой совокупностью суммарных затрат всех факторов производства при создании единицы товара и, прежде всего, затратами труда. При этом в основу количественного измерения стоимости закладываются воплощённые в товаре общественно полезные затраты, которые соответствуют средним (для данного периода) условиям производства, умелости и интенсивности труда. Именно эти затраты труда предопределяют качественную однородность произведённых товаров и, следовательно, их сопоставимость и соизмеримость. При таком подходе, труд, воплощённый в товаре, также становится качественно однородным (абстрактным трудом). Величина цены при этом определяется посредством измерения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара и прибавления к ним определённой величины прибыли.
Следовательно, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, что и предопределяет объективные пропорции обмена товарами, в которых стои-
мость выступает объективной основой цены. Иными словами, цена как экономическая категория имеет трудовую природу.
Однако определение цены в затратной трактовке не отвечает реальным условиям развития экономики в виду того, что обладает естественной ограниченностью, поскольку распространяется только на продукты, которые являются результатом человеческого труда. Это означает, что на предметы, вещи, природные богатства, не являющиеся продуктом человеческого труда, не представляется возможным установление цены.
С позиций функционирования рыночных отношений, при которых определяющим фактором ценообразования выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товара, цена представляется как форма выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена в результате взаимодействия различных субъектов рынка. При данной трактовке цены внимание уделяется двум основным аспектам. Во-первых, подчёркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой обладает он как объект потребления. Во-вторых, цена товара в данной формулировке проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Отсюда следует, что цену способен установить только рынок, поскольку вне рынка с его обменными операциями на основе купли-продажи о цене не приходится говорить.
Бели цена рассматривается как форма выражения ценности благ, то она в данном случае зависит не столько от затрат производителя, сколько от личной оценки полезности таких затрат конкретным покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Иными словами, цена товара определяется суммой денежных затрат покупателя прямо или косвенно связанных с приобретением товара, а рыночное ценообразование характеризует направленность предприятия на работу с потребителем.
Таким образом, между двумя концепциями разногласия сводятся к выяснению основы цены товара, т.е. к тому, что определяет цену товара -предложение (стоимость) или спрос (полезность). Полезность товара выступает функцией его стоимости или стоимость является функцией полезности товара?
Современная теория предпринимает попытки синтезировать затратный (производственный) и рыночный подходы к определению основы цены, совмещая в цене объективную (стоимость) и субъективную (полезность) её стороны.
Объясняется это тем, что остаётся бесспорным положение о количественном определении затрат на производство и реализацию товара и услуг. Оно было и остаётся объективной потребностью и реальностью в любой экономической системе, поскольку объективный процесс формирования затрат в рыночной экономике происходит на основе рыночных цен.
Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями национальной экономики, насыщение отечественного рынка продовольственными и промышленными товарами и услугами за счет приоритетного е эффективного развития собственного производства.
Следовательно, принятие управленческих решений, направленных на эффективное использование ограниченных экономических ресурсов, предполагает необходимость возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации продукции. Возмещение расходов обеспечивается при условии доходности производимой продукции, т.е. за счёт превышения доходов, получаемых предприятием от продажи продукции, над расходами. Выгодна или невыгодна данная продукция предприятию, нужно её производить или нет, зависит от её рыночной цены. В случае превышения цены над издержками производства и реализации производство данной продукции является выгодным. Бели этого не происходит, то такие предприятия терпят банкротство и им на смену приходят преуспевающие предприятия, которые имеют при осуществлении индивидуального воспроизводства более низкие затраты на единицу продукции и получают более высокие доходы.
В то же время понятно, что для потребителя важно условие, при котором он мог бы на свой доход приобрести необходимые ему производственные факторы в нужном количестве и требуемого качества. Поэтому он принимает решение об их приобретении, исходя из уровня складывающихся цен. При уменьшении цены (что возможно при снижении издержек производства) у потребителя появляется больше возможностей в приобретении большего количества производственных факторов, и наоборот.
Однако при этом следует иметь в виду, что при развитой системе цен самостоятельное влияние субъективных оценок полезности на процесс ценообразования уменьшается, поскольку сложившаяся система цен и развитое денежное обращение сами по себе являются факторами воздействия на поведение продавца и покупателя, на формирование их субъективных оценок при взаимодействии на рынке. Влияние субъективных оценок может быть существенным при определении цены на новые товары. Но и здесь эволюция ценообразования привела к тому, что в современных условиях установление цен на новые товары больше зависит от производителя, а не от покупателя.
Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей происходит на основе спроса и предложения, когда, с одной стороны, сложившийся уровень цены предопределяет получение производителями экономической выгоды и стимулирует их к дальнейшему производству и продаже товаров и услуг, а с другой, - потребители заинтересованы и готовы по данной цене приобретать товар» полезность которого отвечает их запросам. Но при этом нужно иметь в виду тот факт, что денежное выражение цены, рассматриваемое вне связи с другими ценами на товары и услуги, не
имеет никакого значения в принятии решения каждой из сторон о производстве и покупке. Данное положение объясняется взаимозаменяемостью практически всех товаров.
Поэтому цена сегодня может рассматриваться как денежное выражение ценности товара, основанной на совпадении предельных величин затрат и полезности и окончательно определяемой соотношением спроса и предложения по данному товару [37]. При этом зависимость предельных величин полезности и затрат как бы очерчивает зону формирования равновесной цены, а соотношение спроса и предложения окончательно устанавливает её уровень.
Управление ценообразованием является одним из сложнейших направлений хозяйственной деятельности. Поэтому одним из важных способов понимания сути цены является изучение её функций, которые характеризуют роль цены в развитии экономики. Однако при изучении функций, следует иметь в виду, что функции цены и способы их реализации различаются в зависимости от характерных особенностей экономической среды, в условиях которой используются данные цены. В условиях развития экономики рыночного и централизованно-государственного типа, а также в условиях формирования смешанной экономии, имеются различия, специфика и особенности действия ценового механизма.
Первичной функцией цены следует считать измерительную, поскольку на рынке посредством цены происходит измерение стоимости товара, т. е. на основе цены определяется количество денег необходимых для оплаты покупателем необходимых ему товаров, а продавцу - получение их за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платёжному средству обрести количественную определённость при совершении акта купли-продажи.
Важную роль в экономике играет соизмерительная функция цены, которая позволяет сопоставлять ценности различных товаров. На рынке при совершении сделок хозяйствующий субъект сравнивает цены, что даёт ему возможность по их уровню на различные товары и услуги иметь представление о дорогих или дешёвых товарах или услугах. А в случае, если цена адекватно отражает полезность товара или услуги, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товара.
Анализ формирования рыночной цены на основе спроса и предложения показывает, что цена в условиях рыночных отношений выполняет учётную функцию движения материальных и трудовых ресурсов. Это объясняется тем, что при переводе показателей, отражающих количественные и качественные параметры товаров в материально-вещественном выражении, в адекватные денежные показатели, появляется реальная возможность учитывать затраты на производство щюдукции, рассчитывать валовую и товарную продукцию, прибыль и другие показатели.
Характерной особенностью цены является то, что она выступает инструментом регулирования экономических процессов. Дня рыночной системы хозяйствования цена является уравновешивающим инструментом интересов продавца и покупателя путём взаимодействия спроса и предложения. Цена увязывает денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя и является компромиссом между продавцом и покупателем. В условиях формирования смешанной экономики цена используется государством как экономический рычаг воздействия на предприятие для обеспечения целенаправленной государственной политики. В нерыночной экономике цене насильно навязывается функция регулирования, что предопределяет малоэффек-тивность данного процесса.
В рыночном хозяйстве, когда трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом, цена выполняет распределительную функцию. Суть данной функции состоит в том, что под воздействием товарно-денежных отношений через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения происходит движение инвестиций в те отрасли и секторы экономики, где необходимо расширение производства недостающего (дефицитного) товара. В свою очередь перераспределение спроса, возможность его влияния на предложение, приводит к сокращению производства избыточного товара. Это предопределяет «перелив» капитала из одной отрасли или сектора экономики в другие отрасли и секторы и способствует динамичному развитию национальной экономики. Направления «перелива» капитала определяются предприятиями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Предприятия сами решают, в какую сферу деятельности, отрасль или сферу экономики осуществлять вложения своего капитала.
Что касается российской экономики, где высок уровень монополизма промышленных и перерабатывающих предприятий в системе АПК, достаточно слабо развита конкуренция, «перелив» капитала из сферы промышленного производства и переработки сельскохозяйственного сырья в отрасль сельского хозяйства крайне ограничен.
В условиях централизованной экономики регулирование проводилось посредством закона планомерного развития и централизованного планирования. Воздействуя на структуру производства и получаемые доходы, государство через повышение или понижение оптовых или розничных цен перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, населения, подчиняя все экономические инструменты, в том числе и цены, выполнению плана. Данная система ценообразования, где часто допускались волевые решения в установлении цен на те или иные товары, приводила к искажению реального представления о положении дел в экономике.
Рынок как совокупность товарно-денежных отношений, возникающих между экономическими субъектами, предоставляет им через систему цен информацию о состоянии и условиях реализации товаров и услуг. Следовательно, цена выполняет очень важную информационную функцию^ которая позволяет экономическим субъектам сверять в процессе купли-продажи товаров и услуг свои возможности с потребностями рынка.
Участники производства товаров и услуг через постоянно меняющиеся цены получают объективную информацию о конъюнктуре рынка и его динамике, о соотношении спроса и предложения, о состоянии мирового рынка и степени его воздействия на внутренний рынок, о психологической ситуации на рынке и поведении потребителя, о качестве товара, о ценовой стратегии предприятия, об издержках производства и т.д.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что она при определённых условиях побуждает производителей к изменению объёма предложения и качества продукции в целях увеличения денежной выручки. Данное влияние цены реализуется в стремлении производителя к увеличению дохода и прибыли, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Посредством цены осуществляется стимулирование научно-технического прогресса, экономии затрат производственных ресурсов, повышение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. При этом следует отметить, что если в рыночной конкурентной экономике это влияние находит отражение в стремлении производителя повысить и выпуск продукции, и качество, и цену, то в дефицитной экономике - только в росте цены.
Многообразие функций цены, противоречивость целей и задач осуществления отдельных из них не всегда предопределяет успешную реализацию функций цены в экономической системе. Так, например, учётная функция нередко вступает в противоречие со стимулирующей и распределительной функциями (а также с другими), поскольку для рыночной экономики характерно отклонение цены от издержек производства и реализации под воздействием множества факторов. Тем не менее, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, рычагом управления экономическими процессами. Она есть объективная категория, а её величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения.
- . Современные тенденции развития организационных структур
- Производственная структура сельскохозяйственного предприятия
- 4.2. Формирование и направления совершенствования производственной структуры предприятия
- 11. Производственный цикл
- Глава 5. Организационная структура управления
- Предприятием
- 5.1. Организационная структура управления предприятием: сущность, типы и особенности функционирования
- 5.2. Типы организационных структур управления сельскохозяйственным предприятием по характеру взаимодействия с внешней средой
- 5.3. Принципы построения организационной структуры управления предприятием
- Глава 6. Имущество и капитал предприятия
- 6.1. Имущество и капитал предприятия
- 6.2. Уставный капитал предприятия
- Глава 7. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 7.1. Значение, состав и структура земельных ресурсов предприятия
- 7.2. Земельные отношения и рынок земли
- 7.3. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Глава 8. Основные средства предприятия
- 8.1. Основные средства сельскохозяйственного предприятия: состав, структура и классификация
- 8.2. Стоимостная оценка основных средств и её виды
- 8.3. Износ, амортизация и воспроизводство основных средств
- 8.4. Эффективность использования основных средств предприятия. Пути повышения эффективности
- Глава 9. Оборотные средства предприятия
- 9.1. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, классификация я источники формирования
- 9.2. Определение потребности сельскохозяйственного предприятия в оборотных средствах
- 9.3. Экономическое значение экономии оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Глава 10. Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 10.1. Персонал сельскохозяйственного предприятия и его классификация
- 10.2. Определение потребности в персонале и планирование его численности
- 10.3. Организация труда на предприятии. Производительность труда
- 10.4. Мотивация трудя. Формы и системы оплаты труда
- 10.4.1. Мотивация и социально-экономическая сущность оплаты труда. Основы организации оплаты труда
- 10.4.2. Формы и системы оплаты труда
- Глава 11. Внутренняя и внешняя среда предприятия 11.1. Внутренняя среда функционирования предприятия
- 11.2. Внешняя среда функционирования предприятия
- Глава 12. Планирование деятельности предприятия
- 12.1. Сущность, задачи и принципы планирования
- 12.2. Виды планирования
- 12.3. Бизнес-планирование на предприятии
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 13.1. Издержки производства и себестоимость, их сущность и экономическое значение
- 13.2. Состав и классификация производственных затрат
- 13.2.1. Поэлементная классификация производственных затрат
- 13.2.2. Классификация затрат по статьям калькуляции
- 13.3. Себестоимость сельскохозяйственной продукции и факторы ее снижения
- Глава 14. Формирование цен на продукцию сельского хозяйства
- 14.1. Цена: понятие, значение и функции
- 14.2. Механизм ценообразования
- 14.3. Система цен на сельскохозяйственную продукцию и их государственное регулирование
- 14.4. Ценовая политика в ценовая стратегия предприятия
- Глава 15. Финансовые ресурсы предприятия
- 15.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 15.2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 15.3. Доходы и расходы предприятия
- 15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
- Литература