11.2. Внешняя среда функционирования предприятия
Особенности хозяйственного поведения предприятия как открытой системы обусловлены внешней средой (макроэкономическими условиями хозяйствования). В рамках же предприятия происходит лишь сглаживание или обострение проявления факторов внешней среды. Поэтому в целях выживания, обеспечения эффективности и конкурентоспособности оно вынуждено адекватно реагировать на изменения внешней окружающей среды, адаптируя соответствующим образом под эти изменения внутреннюю среду. Наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают в первую очередь наукоёмкие отрасли и отрасли, определяющие прогрессивное развитие национальной экономики. Отрасль сельского хозяйства характеризуется замедленной реакцией на происходящие изменения во внешней среде.
Под внешней средой понимается совокупность условий и факторов, возникающих во внешней среде независимо от деятельности конкретного предприятия и оказывающих прямое или косвенное влияние на его развитие и возможности реализации принимаемых управленческих решений. Поэтому принятие этих решений зависит от широты и охвата информацией о состоянии внешней среды и действий её многообразных факторов, характеризующихся взаимосвязанностью, динамичностью, сложностью и неопределённостью. В зависимости от характера воздействия на внутреннюю среду предприятия различают прямые и косвенные факторы внешней среды.
К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно оказывают влияние на реальные возможности осуществления индивидуального воспроизводства при реализации предприятием своих предпринимательских функций. Такими факторами являются: государство, поставщики, потребители, конкуренты, природно-климатические условия.
Государство как фактор прямого воздействия оказывает влияние на внутреннюю среду предприятия посредством нормативного регулирования существующей ассиметрии информации в условиях свободных рыночных отношений, несмотря на то, что достоинством рыночной экономики является её способность задействовать высокоэффективные механизмы саморегулирования производства. Объясняется это тем, что в рыночных уело* виях всё же отсутствуют действенные механизмы, посредством которых
осуществлялась бы защита общественных интересов и ограждение общества от нежелательных последствий. Саморегулирование дополняет государственное регулирование, которое выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном предприятий.
Государственное регулирование как процесс приобретает разнообразные формы в виде правового, налогового, кредитного регулирования (налоговые льготы, субсидии, юридический контроль на нерегулируемом рынке, ставка процента и т.п.).
Так, одной из задач государственного регулирования является оказание содействия предприятиям независимо от форм собственности в их хозяйственной деятельности. В этом направлении сельскохозяйственным предприятиям государство оказывает помощь в техническом перевооружении, компенсации процентной ставки по привлечённому кредиту, социальному обустройству сельских поселений. Однако данное содействие недостаточно для обеспечения устойчивого развития аграрной экономики. Основным направлением в системе государственной поддержки на перспективу должно стать долгосрочное инвестиционное кредитование, страхование урожая, эффективная внешнеторговая политика, а главное - преодоление неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другие ми отраслями экономики.
Свободное действие рыночных отношений способствует концентрации производства, которая на определённом этапе приводит к монополизации рынка, снижению значения конкуренции как фактора количественного и качественного роста производства. Против этого объективного процесса развития рыночных отношений направлено антимонопольное законодательство как результат субъективных действий государства. При этом следует иметь в виду, что государственное регулирование является лишь частью современного рыночного механизма, а потому оно должно органично сочетаться с рыночными механизмами. В противном случае оно способно нести определённую угрозу нормальному функционированию предприятий, затрагивая в первую очередь границы экономической свободы.
Важную роль в реализации целевых установок и формировании предпосылок для организации стабильного сельскохозяйственного производства играют поставщики, под которыми понимаются предприятия и другие участники рыночного процесса, участвующие в процессе материально-технического обеспечения производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Зависимость между сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями, поставляющими материально-технические ресурсы, определяется их взаимными интересами. Поэтому от того насколько согласованы данные интересы, определяется успешная деятельность партнёров и, следовательно, позитивное (негативное) влияние прямого воздействия внешней среды.
Организации и предприятия материально-технического обеспечения выполняя разнообразные функции, способствуют снижению производственных и товарных запасов на обслуживаемых ими сельскохозяйственных предприятиях, способствуя экономии на издержках обращения, ускоряя оборачиваемость средств и поддерживая ритмичность производства. Однако получение ресурсов от внешних поставщиков связано с такими факторами, как цены на материальные ресурсы, количество и качество поставляемых товаров, услуг, договорные условия. Кроме того, если поставки материальных ресурсов осуществляются по импорту, то во внимание принимаются обменные курсы валют. Сегодня сельскохозяйственные предприятия приобретают материальные ресурсы по прямым поставкам, на условиях лизинга, с использованием помощи инвесторов и по другим каналам. А расширение сети поставщиков, как известно, связано с усилением подвижности внешней среды и её* влияния на развитие предприятий.
Ситуация с материально-техническим обеспечением сельскохозяйственных предприятий складывается таким образом, что в 2003 г. наличие тракторов по сравнению с 1990 г. и 2000 г. сократилось в 2,3 и 1,3 раза соответственно; зерноуборочных комбайнов - в 2,6 и 1,3 раза, кормоубо-рочных комбайнов - в 2,8 и 1,4 раза. На 1000 га пашни (на 1 апреля 2004 г.) приходилось 5,5 исправных трактора, что составляет 57,3 % от уровня 1993 г. Это примерно в 2,5 раза меньше, чем требуется по нормативам. В 2003 г. сельскохозяйственными предприятиями было списано 45 тыс. тракторов и 14,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, а приобретено соответственно - 9,0 и 4,3 тыс. В результате обеспеченность сельскохозяйственных предприятий тракторами и зерноуборочными комбайнами уменьшилась в 1,7 раза. Нагрузка на 1 трактор возросла в 1,7 раза, на 1 зерноуборочный комбайн - в 1,5 раза.
Основной причиной спада производства тракторов и зерноуборочных комбайнов является низкий платёжеспособный спрос сельскохозяйственных товаропроизводителей, обусловленный диспаритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленного производства, используемую в сельском хозяйстве. За годы проводимых в России реформ цены на промышленную продукцию и услуги, используемые в АПК, выросли в 16,2 раза, в то время как на реализованную сельскохозяйственную продукцию в 8,6 раза. Иными словами, цены на промышленную продукцию повышались в 1,8 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.
Кроме того, следует учитывать, что основными поставщиками сельскохозяйственной техники для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей являются иностранные компании, поскольку, например, выпускаемые отечественные тракторы имеют ограниченный диапазон мощности. В 2003 г. по импорту было поставлено 33,8 тыс. тракторов, из которых 47,6 % из Республики Беларусь. В сравнении с 2000 г. импорт тракторов увеличился более чем в 1,7 раза. В 2003 г. было закуплено зер-
ноуборочных комбайнов на сумму 61 млн. долл. США (13 % от общего количества приобретённых комбайнов).
В тоже время сравнительная оценка эффективности применения отечественных и зарубежных зерноуборочных комбайнов показывает, что эксплутационные затраты на уборку 1 га озимой пшеницы при использовании зарубежных комбайнов в 1*5-2 раза выше, чем при использовании комбайна «Дон-1500Б», что в основном связано с высокими ценами на зарубежные комбайны.
Таким образом, сложившаяся ситуация на рынке основных материально-технических ресурсов оказывает прямое воздействие на целевые установки сельскохозяйственных предприятий, технологию производства продукции и конечные финансовые результаты. Недостаток сельскохозяйственной техники приводит к сокращению посевных площадей и неэффективному использованию пахотных угодий. Так, например, в 2003 г. фактически необрабатываемые, но числящиеся как пашня, земли составили более 18 % (21 млн. га) от общей площади пашни, что выше уровня 2000 г. на 4,4 %. Посевная площадь сократилась на 5,7 млн.га. Доля убыточных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий на конец года была равной 50,2 %. В общей сумме кредиторской задолженности доля задолженности сельскохозяйственных предприятий поставщикам достигла 41,1%.
В качестве основных покупателей сельскохозяйственной продукции выступают в основном предприятия перерабатывающей промышленности (мясокомбинаты, молочные и сахарные заводы, др.), от которых производители сельскохозяйственного сырья в основном зависят. Эти покупатели самостоятельно принимают решения о предпочтительности выбора сырья для переработки, оказывают влияние на установление договорных цен и тем самым определяют для сельскохозяйственных предприятий конечные желаемые результаты.
В условиях отсутствия реального государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции перерабатывающие предприятия зачастую используют своё монопольное положение и вынуждают производителей сырья продавать свою продукцию по заниженным ценам либо искать более выгодные каналы реализации. Кроме того» внутренняя среда сельскохозяйственных предприятий находится под влиянием диспаритета цен внутри агропромышленного комплекса, который образуется при прохождении сельскохозяйственным продуктом стадий его производства, переработки и реализации. Например, если 1 л цельного молока реализуется в среднем за 5-6 рублей, а после его переработки и с учётом Торговой наценки в розничной торговле оно продаётся по 15-20 рублей за 1 литр, то интересы производителя сырья, переработчика, продавца и потребителя явно расходятся. Ведь основные затраты при производстве продукции приходятся на сельскохозяйственного товаропроизводителя, а оплачивает конечную продукцию покупатель.
С другой стороны, перерабатывающие предприятия не могут обеспечить соответствующий рост цен на сельскохозяйственную продукцию в виду того, что цены на готовую продукцию (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, колбасы и мясопродукты и тл.) зависят от платёжеспособности населения. В этих условиях сельскохозяйственные предприятия ориентируются на организацию переработки продукции в самом предприятии, усложняя тем самым свою организационную структуру.
Определённые проблемы возникают при становлении и развитии интегрированных формирований в рамках агропромышленного комплекса, когда происходит ущемление интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, вошедших в эти формирования. Сложность экономических отношений с инвесторами определяется несовершенством распределительного механизма, который не обеспечивает экономического паритета между всеми участниками интегрированной структуры. Это снижает стимулы сельскохозяйственных предприятий и их работников к участию в интегрированных формированиях, к достижению общего экономического эффекта. Реализация же общей цели возможна лишь только тогда, когда каждый работает не только на себя, но и на партнёра.
Важным фактором, влияющим на развитие внутренней среды сельскохозяйственных предприятий, выступает конкуренция. В современных условиях конкурентные силы характеризуются высокой динамичностью и в значительной степени направлены на установление потребительских предпочтений и поиск возможностей для их адекватного удовлетворения через предложение новых товаров и услуг* Поэтому конкурентная среда, в условиях которой функционируют сельскохозяйственные предприятия, предполагает необходимость учёта этих сил, выявления их особенностей и оценки интенсивности.
Влияние конкурентной среды на сельскохозяйственные предприятия осуществляется в нескольких направлениях:
конкуренция со стороны предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции;
конкуренция со стороны предприятий, предлагающих импортную продукцию способную вытеснить продукцию, произведённую из отечественного сельскохозяйственного сырья;
конкуренция со стороны новых товаропроизводителей в виде интегрированных формировании, обладающих большими потенциальными возможностями за счёт масштабности производства, наличия собственного капитала и использования заёмного капитала;
конкуренция со стороны поставщиков промышленной продукции, используемой в сельском хозяйстве, их экономических возможностей и торговых способностей.
Тем самым конкурентные силы определяют условия, в которых функционируют сельскохозяйственные предприятия» указывают лишь на возможность закрепления за ними определённой экономической свободы.
С другой стороны, конкурентные силы способствуют рассредоточению экономической власти среди хозяйствующих субъектов рынка, позволяют осуществить свободный выбор в принятии управленческих решений, направленных на совершенствование форм и способов хозяйствования, повышение качества продукции и сокращение затрат на её производство, поиск новых рынков и производство новых видов продукции.
Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, обладающая способностью обеспечивать возделываемые растения питательными веществами и производить урожай. Однако для значительной части сельскохозяйственных угодий характерно отсутствие оптимальных параметров природно-климатических условий (влагообеспеченность, теплообеспеченность и т.д.) благоприятных для сельскохозяйственного производства. Отрицательное воздействие на эффективность использования сельскохозяйственных угодий оказывают и такие периодические природно-климатические явления, как засухи, осенние и весенние заморозки, наводнения, зимние оттепели т.д. Изменчивость погодных условий определяет неизбежность постоянного манёвра ресурсами, структурой производства в жёстких временных интервалах, что приводит к нарушениям технологических процессов и материальным потерям.
Поэтому механизм устойчивого развития сельского хозяйства предполагает обеспечение синхронности взаимодействия участников производства с природой, действием биосистем, системой рисков, в том числе природно-климатических. Иными словами, для принятия управленческих решений субъекты данной отрасли должны обладать способностью непрерывно и динамично поддерживать рациональную пропорциональность между факторами воспроизводства и необходимые темпы её развития в условиях хозяйственного риска и неопределённости.
Среда косвенного воздействия оказывает на развитие сельскохозяйственных предприятий более глубокое влияние, чем среда прямого воздействия. Она имеет более сложную структуру, а её элементы оказывают влияние на принятие управленческих решений предприятиями опосредовано, то есть через другие факторы, усложняя тем самым возможность прогнозирования последствий этого влияния. Поэтому для обеспечения стабильного и эффективного функционирования важнейшим условием остаётся умение учитывать требования экономической среды, адаптироваться к ним и соотносить их с внутренними возможностями предприятия. К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики, социально-демографические, технологические, политико-правовые.
Основными характеристиками состояния национальной экономики являются темпы экономического роста, платёжный баланс и уровень занятости населения. С точки зрения общественных интересов экономический рост связан с достижением двух основных целей: повышением материального благосостояния населения и поддержанием национальной безопасности. Достижение целей экономического роста с этих позиций носит норма-
тивный характер, поскольку содержит в себе определённого рода желаемые результаты, которые необходимо иметь развивающемуся обществу. Например, увеличение среднедушевых доходов населения, увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности, улучшение распределения национального дохода среди различных слоев населения, повышение качества и расширение ассортимента производимых товаров и услуг.
Экономический рост на уровне предприятия обусловливается необходимостью его выживания и функционирования в условиях жёсткой конкуренции. Результатом хозяйственной деятельности являются определённые выгоды предприятия, получаемые за счёт расширения спроса на его продукцию и предоставления возможности получать экономическую прибыль в долгосрочной перспективе. Следовательно, в экономическом росте заинтересован каждый из хозяйствующих субъектов национальной экономики. Для достижения этой цели предприятия осуществляют инвестиционные расходы, внедряют в производство более прогрессивные технологии, совершенствуют методы управления производством и формы его организации.
Вместе с тем изменения экономической среды могут носить как позитивные, так и негативные последствия, то есть реальные условия развития национальной экономики далеко не всегда позволяют реализовать стремление основных субъектов экономики к экономическому росту. Негативные явления в национальной экономике не позволяют сельскохозяйственным предприятиям принимать однозначные решения по поводу оптимальных действий и соответственно обеспечить достижение поставленных целей. Основными причинами, сдерживающими экономический рост на уровне предприятий, являются ресурсные и экономические ограничения.
Рассмотрим данную ситуацию на примере диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Так, по расчётам Госкомстата России, в 2003 г. по отношению к декабрю предшествующего года индекс ден на сельскохозяйственную продукцию составил 108,6 %, на промышленную продукцию и услуги, приобретённые сельскохозяйственными предприятиями - 118,6, потребительских цен - 113,7 %. Данная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2004 г.
Кроме того, при отсутствии чёткой государственной политики по проведению интервенционных закупок сельскохозяйственной продукции не просматривается и политика влияния на динамику доходов товаропроизводителей и продавцов данной продукции. Объяснением данному явлению следует считать то, что относительно низкие цены на сельскохозяйственное сырьё позволяют сдерживать рост потребительских цен на продукты питания. Эти и другие объективные и субъективные причины обусловили размер убытка сельскохозяйственных предприятий (по данным за 1 квартал 2004 г.) в сумме равной 5,7 млрд. руб., просроченной задолженно-
сти - 113,8 млрд. руб. Данная ситуация, в конечном итоге, определяет и возможности сельскохозяйственных предприятий по привлечению дополнительного капитала для обеспечения роста производства продукции.
Таким образом, состояние экономической среды, в частности соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию, используемую в сельском хозяйстве, с одной стороны, влияет на стоимость потребляемых в данной отрасли ресурсов промышленного производства, а с другой, - на формирование платёжеспособных потребностей самих сельскохозяйственных предприятий. Иными словами, отсутствие фицансовых ресурсов исключает возможность приобретать новые машины и оборудование для большинства сельскохозяйственных предприятий) что приводит к нарушению технологии возделывания культур, выведению угодий из сельскохозяйственного оборота, сокращению производства продукции и численности работающих.
Платежный баланс представляет собой статистический документ, отражающий движение денежных средств в результате внешнеэкономических операций страны. Он характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые экономические субъекты осуществляют за границей за определённый период времени.
Платёжный баланс может быть активным, когда поступления денежных средств превышают их расходование, и пассивным (дефицитным) в случае превышения расходной части над поступлениями денежных средств в страну.
Положительное сальдо (или дефицит) платёжного баланса может быть реакцией на сокращение (или возрастание) иностранного спроса на валюту данной страны для использования её в качестве резервных активов. Имеющее место то или иное неравновесие платёжного баланса вызывает ряд последствий для экономики страны, поскольку платёжный баланс выступает регулятором внутриэкономических процессов.
Так, например, при стабильно положительном сальдо баланса по текущим операциям происходит укрепление позиций национальной валюты и одновременно формируется прочная финансовая база инвестирования капитала в экономику других стран.
В том случае, если сальдо баланса по текущим операциям имеет стабильно отрицательный характер, то налицо ослабление позиций национальной валюты. Поэтому возрастает проблема привлечения иностранного капитала в увеличивающихся масштабах. Однако при истощении официальных валютных резервов страны (кризис платёжного баланса) возможности получения зарубежных кредитных ресурсов ограничены в виду нарушения графика обслуживания внешнего долга.
В качестве основных причин кризиса платёжного баланса являются: длительность урегулирования дефицита по текущим операциям и недоверие экономических субъектов к политике проводимой правительством и Центральным банком. В условиях нестабильной экономики информация о
проблемах формирования государственного бюджета, снижении цен на нефть и другие экспортные ресурсы предопределяет снижение доверия к политике правительства и повышает спекулятивный спрос на иностранную валюту- И тогда макроэкономическая корректировка является единственным способом преодоления кризиса платёжного баланса и кризиса внешней задолженности. Однако следствием макроэкономических корректировок, как правило, являются обесценивание национальной валюты, повышение общего уровня цен и снижение уровня жизни населения, падение производства продукции и сокращение занятости населения, другие негативные процессы.
Непременным условием рыночной экономики является безработица, то есть постоянное наличие на рынке труда части экономически активного населения, которое не имеет работы, но стремиться её найти и способно выполнить в соответствии со своей квалификацией.
Уровень занятости трудоспособного населения позволяет судить об эффективности использования рабочей силы и о его влиянии на функцио1-нирование предприятий. Влияние уровня занятости на развитие сельскохозяйственных предприятий следует рассматривать с позиций положения на общенациональном (внешнем) рынке труда и рынке труда в границах самих предприятий.
На внешнем рынке труда наличие безработицы с точки зрения предпринимательской деятельности позволяет иметь определённые экономические выгоды, поскольку его расширение предполагает снижение цены предложения рабочей силы и рост её потенциальной доступности. Однако снижение занятости вследствие понижения спроса на рабочую силу ведет к увеличению безработицы, снижению потребительского спроса, уменьшению налоговых поступлений с физических лиц, росту расходов на пособия по безработице и социальные выплаты и чревато нарушением социального равновесия.
Данная тенденция, наряду с ростом объёмов закупок более дешёвой импортной продукции, неэквивалентностью в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, снижением финансовой поддержки государства, предопределила изменения структуры производства в значительной части сельскохозяйственных предприятий российской аграрной экономики.
Многие сельскохозяйственные предприятия внесли коррективы в специализацию производства, сократив экономически невыгодные отрасли, в частности, животноводческие отрасли. Сокращение производства привело к расширению внутреннего рынка труда предприятий, что с учётом сезонной безработицы ещё более обострило социально-экономическую ситуацию на селе. На внутреннем рынке труда предприятий наблюдаются следующие негативные процессы:
а) происходит утрата процесса передачи работниками, имеющими многолетний стаж работы, специфических знаний и производственного
опыта, навыков коллективного взаимодействия при производстве сельскохозяйственной продукции молодым работникам;
б) усиливается ориентация сельского населения на развитие самозанятости, то есть на перемещение его трудовой активности из общественного сектора в личный сектор. Низкая заработная плата снижает экономическую значимость основного места работы. В настоящее время хозяйства населения производят более 50 % продукции сельского хозяйства, основная доля которой является наиболее трудоёмкой и недостаточно механизированной. Данная ситуация приводит к тому, что сельское население, которое считает себя занятым, занимает скорее физические, а не экономические рабочие места. Хотя, как известно, занятость в общественном производстве должна обеспечивать общественно-приемлемый уровень доходов. Личное хозяйство сельского жителя превращается из вторичной йодсобной занятости в основную, зачастую единственную сферу приложения труда, результаты которого обеспечивают лишь условия существования, а это обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы;
в) ухудшаются условия воспроизводства рабочей силы, снижается её качество и конкурентоспособность. Низкий уровень заработной платы, узость сферы приложения труда в сельской местности, удалённость сельских поселений от мест несельскохозяйственной занятости при удорожании услуг транспорта, поиск случайных заработков приводит к обнищанию значительной части сельского населения, толкают на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливают криминальную ситуацию и другие негативные явления;
г) усиливается отток трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных кадров из сельскохозяйственного производства, в другие сферы деятельности, требующие менее квалифицированного и менее эффективного труда; возрастает преобладание в структуре взрослого населения лиц старших возрастов и пенсионеров;
д) практически исчезает объективно необходимый в современных условиях непрерывный процесс профессионального роста работников, что приводит к ухудшению их профессиональной пригодности и сдерживает применение новой техники и прогрессивных технологий, лишает возможности самостоятельного принятия решений по использованию новых технологических приёмов в производственном процессе.
Решение проблем сельскохозяйственных предприятий по повышению уровня занятости населения может быть достигнуто только при проведении государством активной экономической и социальной политики:
решение проблемы диспаритета цен, являющегося основным тормозом в развитии сельскохозяйственного производства; проведение эффективной налоговой, инвестиционной и финансовой поддержки аграрной экономики;
формирование развитых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Влияние государства может проявляться через проведение закупочных и торговых интервенций, осуществление залоговых операций с участием государства, совершение закупок для государственных нужд и т.д. В этой части также необходимо проведение независимой национальной системы распределения продовольствия, обеспечивающей осуществление контроля внутреннего продовольственного рынка, недопущение демпингового влияния, поддержку отечественного товаропроизводителя;
государственная и региональная поддержка процесса диверсификации, реализующегося в развитии сельской промышленности и социально бытовой инфраструктуры села. В этом случае сельскохозяйственные предприятия могут брать на себя организацию жилищного строительства и ремонта жилья, сервисного обслуживания сложной бытовой техники, пошива и ремонта одежды, обуви и других направлений деятельности
проведение на макроэкономическом уровне активной политики занятости, позволяющей обеспечить повышение платежеспособного спроса населения, что непосредственным образом отразится на экономическом росте в деятельности сельскохозяйственных предприятий и, соответственно, на занятости сельского населения и повышении уровня его доходов;
обеспечение наличия равных по силе сторон-участников социального партнёрства (наёмных работников и работодателей) по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов;
усиление социальной компоненты проводимых реформ, направленной на повышение качества жизни сельского населения, в том числе в области образования, здравоохранения, сохранения среды жизнеобитания. В противном случае отрыв экономической составляющей от социальной, опора только на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведёт к всеобщему разочарованию в экономических преобразованиях, деградации человеческого потенциала и торможению экономического развития. Сегодня усиление социальной компоненты реформ связывается с особой ролью, которую должна сыграть принятая в декабре 2002 г. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села на период до 2010 г.». Материалы программы свидетельствуют о том, что, наконец, пришло понимание необходимости создания достойных условий для жизнедеятельности сельского населения. Чтобы очередная программа не претерпела девальвации необходимо своевременное и в полном объёме финансирование и контроль над выполнением поставленных в ней целей и задач.
Особое значение для развития сельскохозяйственных предприятий приобретают социально-демографические факторы, течение которых в значительной степени определяется внешними условиями.
В период проведения аграрной реформы не были определены её конкретные цели, не проведена разработка научного прогноза социальной направленности и последствий влияния на социально-экономическое развитие аграрной сферы, не учтена специфика условий проживания сельского
населения, особого уклада жизни, при котором сформировался особый характер человека.
Реформирование без учёта интересов и менталитета сельского населения предопределило, с одной стороны, тенденцию дальнейшего разрушения социокультурного пространства, наполненного особыми, специфичными для сельской местности установками, жизненными ценностями и традициями, определяющими условия для самореализации и самовыражения личности. Теряются традиции, культурные обычаи и обряды, исчезает присущее сельскому населению удивительное чувство гражданственности, государственности и ответственности.
С другой стороны, реформирование, приведшее к снижению качества жизни, неопределённости социальных перспектив, неуверенности в своём будущем и будущем своих детей, уменьшению для сельской молодёжи возможности приложения своего трудового и творческого потенциала непосредственно в местах проживания, незащищённости личности определили катастрофическое ухудшение демографической ситуации на селе и модификацию демографического поведения. Это привело к значительному превышению смертности над рождаемостью, снижению продолжительности жизни, оттоку молодёжи из села, быстрым темпам старения сельского населения за счёт уменьшения в структуре населения доли молодежи.
Таким образом, сельскохозяйственные предприятия оказались в сложных условиях, которые не позволяют осуществить рациональную комбинацию факторов производства для достижения поставленных целей, поскольку они (земля, труд и капитал) экономически и технологически взаимосвязаны и не могут использоваться раздельно. Следствием данной ситуации является то, что в отдельных регионах уже практикуется использование вахтового метода производства сельскохозяйственной продукции.
В качестве внутренней переменной предприятия и одновременно внешнего фактора воздействия на развитие конкурентного и устойчивого сельскохозяйственного производства выступает технологическая среда. Технологическая среда, в которой функционируют предприятия, имеет тенденцию к изменениям, совершенствованию, создавая при этом дополнительные возможности и ограничения.
Однако специфика развития сельского хозяйства такова, что дополнительные возможности повышения эффективности производства появляются тогда, когда технологические и технические факторы научно-технического прогресса соответствуют биологическим факторам производства растениеводческой и животноводческой продукции. Объясняется это тем, что проявляющиеся в совершенствовании процессов роста, развития и продуцирования сельскохозяйственных культур и животных, биологические факторы реализуются в создании новых сортов и гибридов культур, использовании биологических средств защиты растений, выведении новых высокопродуктивных пород животных и т.п.
Иными словами, технологическая среда должна соответствовать биологическим особенностям живых организмов - растений и животных. Только в этом случае сельскохозяйственные предприятия могут работать по технологии высокого уровня, адекватно и быстро реагировать на все изменения, происходящие технологической среде, успешно реализовать свои предпринимательские функции.
Особую роль во внешней среде функционирования сельскохозяйственного предприятия играют политико-правовые факторы, определяющие политическую обстановку в стране, степень стабильности общества, предпосылки эффективной деятельности экономических субъектов и уровень её активности.
Как известно, некоторые аспекты политической обстановки в стране, тесно увязанные с социокультурными факторами, оказывают особое влияние на деятельность сельскохозяйственных предприятий по различным направлениям.
Во-первых, влияние на развитие производства, принятие управленческих решений экономическими субъектами определяется настроениями органов исполнительной и законодательной власти. От этих настроений зависит общеэкономическая политика государства и политика, проводимая в отношении сельского хозяйства в частности. Сегодня, например, прослеживается недооценка роли и места сельского хозяйства в национальной экономике. Отрасль рассматривается как некая «чёрная дыра», гд0 бесследно исчезают огромные финансовые ресурсы. И как следствие данные настроения выражаются в действиях правительства при проведении налоговой политики, участии государства при регулировании производства и рынка сельскохозяйственной продукции, контроле над уровнем цен и заработной платы, установлении стандартов на чистоту окружающей среды, проведении инвестиционной политики.
Во-вторых, на развитие аграрной экономики оказывает воздействие такой элемент политической обстановки» как наличие группы особых интересов и партий. Сельскохозяйственный товаропроизводитель не обладает систематизированной информацией о складывающейся ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции. Как правило, база данных формируется в аналитических центрах при крупных корпоративных структурах, которые преследуют свои интересы и потому на рынок поставляется информация, приносящая им значительную экономическую выгоду. Данная информация служит преднамеренному искажению ценовой ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции, порождает неправильную реакцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и влечёт за собой падение цен. Корпоративные интересы проявляются и в том, что осуществляется постоянный прессинг по отношению к отечественному товароцро-изводитедю сельскохозяйственной продукции посредством импорта продовольствия.
В-третьих, большое значение имеет фактор политической стабильности, от которого зависит активизация внутренних и иностранных инвестиций в реальный сектор агропромышленного комплекса. Отражением политической стабильности является то, какую инвестиционную политику проводит государство. Если происходят положительные изменения инвестиционного статуса и роли государства, проявляющиеся в определении приоритетных направлений поддержки агропромышленного комплекса, формировании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в данной сфере и осуществлении стимулирования по привлечению частных инвестиций, то несомненно, что такая политика свидетельствует о возрастающей политической стабильности в стране.
Сдерживающим моментом экономического роста в сельском хозяйстве является отсутствие необходимой законодательной базы, которая позволила бы в полном объёме раскрыться потенциалу отрасли, а сельскохозяйственным предприятиям быть равноправными участниками рыночного процесса наряду с предприятиями других отраслей национальной экономики. В тоже время принятые нормативные акты («О государственном регулировании агропромышленного производства», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О сельскохозяйственной кооперации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О семеноводстве» и другие) в виду их противоречивого характера, трудностей с реализацией и должного контроля со стороны государства, не выполняются на практике. И, следовательно, они не обеспечивают стабилизации функционирования агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка. Это является следствием того, что до сих пор не сформировано системное видение мер целенаправленного государственного влияния на развитие АПК для обеспечения должного его экономического эффекта.
Таким образом, внешняя среда как совокупность различных по уровню воздействия факторов, обладающих разной динамичностью и направленностью, оказывает непосредственное влияние на устойчивое развитие сельскохозяйственного предприятия как социально-экономической системы. Поэтому важнейшей задачей любого сельскохозяйственного предприятия является проведение систематического анализа внешних, а также внутренних условий его деятельности, позволяющих в значительной степени сформировать общую концепцию развития, обеспечить рациональную комбинацию между ресурсами и потребностями.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под внутренней средой функционирования предприятия?
2. Выделите основные элементы внутренней среды предприятия, которые определяют его поведение в условиях конкурентного рынка.
Каким образом изменение одного из элементов внутренней среды сельскохозяйственного предприятия оказывает влияние на динамику других её составляющих элементов? Приведите примеры.
Что представляет собой внешняя среда функционирования сельскохозяйственного предприятия?
Как сказываются изменения внешней среды функционирования сельскохозяйственного предприятия на состоянии его внутренней среды?
Какую роль играет государство как элемент внешней среды в выборе поведенческой модели сельскохозяйственного предприятия?
Влияет ли развитие кооперационных и интеграционных связей на укрепление внутренней среды функционирования сельскохозяйственного предприятия?
Какое влияние оказывают факторы внешней среды на развитие рынка труда в рамках сельскохозяйственного предприятия?
- . Современные тенденции развития организационных структур
- Производственная структура сельскохозяйственного предприятия
- 4.2. Формирование и направления совершенствования производственной структуры предприятия
- 11. Производственный цикл
- Глава 5. Организационная структура управления
- Предприятием
- 5.1. Организационная структура управления предприятием: сущность, типы и особенности функционирования
- 5.2. Типы организационных структур управления сельскохозяйственным предприятием по характеру взаимодействия с внешней средой
- 5.3. Принципы построения организационной структуры управления предприятием
- Глава 6. Имущество и капитал предприятия
- 6.1. Имущество и капитал предприятия
- 6.2. Уставный капитал предприятия
- Глава 7. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 7.1. Значение, состав и структура земельных ресурсов предприятия
- 7.2. Земельные отношения и рынок земли
- 7.3. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Глава 8. Основные средства предприятия
- 8.1. Основные средства сельскохозяйственного предприятия: состав, структура и классификация
- 8.2. Стоимостная оценка основных средств и её виды
- 8.3. Износ, амортизация и воспроизводство основных средств
- 8.4. Эффективность использования основных средств предприятия. Пути повышения эффективности
- Глава 9. Оборотные средства предприятия
- 9.1. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, классификация я источники формирования
- 9.2. Определение потребности сельскохозяйственного предприятия в оборотных средствах
- 9.3. Экономическое значение экономии оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Глава 10. Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 10.1. Персонал сельскохозяйственного предприятия и его классификация
- 10.2. Определение потребности в персонале и планирование его численности
- 10.3. Организация труда на предприятии. Производительность труда
- 10.4. Мотивация трудя. Формы и системы оплаты труда
- 10.4.1. Мотивация и социально-экономическая сущность оплаты труда. Основы организации оплаты труда
- 10.4.2. Формы и системы оплаты труда
- Глава 11. Внутренняя и внешняя среда предприятия 11.1. Внутренняя среда функционирования предприятия
- 11.2. Внешняя среда функционирования предприятия
- Глава 12. Планирование деятельности предприятия
- 12.1. Сущность, задачи и принципы планирования
- 12.2. Виды планирования
- 12.3. Бизнес-планирование на предприятии
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 13.1. Издержки производства и себестоимость, их сущность и экономическое значение
- 13.2. Состав и классификация производственных затрат
- 13.2.1. Поэлементная классификация производственных затрат
- 13.2.2. Классификация затрат по статьям калькуляции
- 13.3. Себестоимость сельскохозяйственной продукции и факторы ее снижения
- Глава 14. Формирование цен на продукцию сельского хозяйства
- 14.1. Цена: понятие, значение и функции
- 14.2. Механизм ценообразования
- 14.3. Система цен на сельскохозяйственную продукцию и их государственное регулирование
- 14.4. Ценовая политика в ценовая стратегия предприятия
- Глава 15. Финансовые ресурсы предприятия
- 15.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 15.2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 15.3. Доходы и расходы предприятия
- 15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
- Литература