15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
Процесс непрерывно возобновляемой хозяйственной деятельности, посредством которой происходит возмещение и увеличение авансированной предприятием стоимости, объективно предполагает развитие финансовых отношений с многочисленными субъектами этих отношений.
У сельскохозяйственного предприятия финансовые отношения складываются с бюджетами, внебюджетными фондами и налоговой службой (уплата налогов и других платежей), с институтами банковской системы (получение и погашение кредитов, залог имущества, факторинг, покупка и продажа ценных бумаг и валюты, депозитные вклады и т.д.), со специализированными небанковскими кредитно-финансовыми институтами (страхование имущества, урожая, животных, многолетних насаждений, размещение инвестиций и т.п.).
Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами строятся на основе распределения и перераспределения стоимости созданного экономического продукта в целях формирования доходной части государственного бюджета, а также финансовых ресурсов органов государства и местного самоуправления, используемых по специальному назначению (государственный и негосударственные пенсионные фонды, фонд обязательного государственного медицинского страхования, дорожные и природоохранные фонды, фонды развития территорий и др.).
Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоговые платежи и сборы, которые взимаются с юридических и физических лиц. В этом реализуется фискальная функция налогов, позволяющая выполнять государству специфические экономические функции. Формирование налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения через изъятие части их дохода характеризует данную систему отношений с юридической стороны.
Наряду с тем, что налоги являются инструментом фискальной политики, они выступают одновременно методом косвенного регулирования экономики. Через налоговый механизм государство осуществляет регулирование экономики, например, стимулирование определённых видов экономической деятельности или отраслей экономики, выравнивание экономических условий деятельности различных предприятий, а также решение проблем социального и научно-технического характера. С этой точки зрения налоги выполняют регулирующую и перераспределительную функции и отражают экономический характер налоговых отношений, складывающихся между государством и субъектами налогообложения (юридическими и физическими лицами).
Регулирование налоговых отношений осуществляется на основе Налогового кодекса РФ, в котором отражены основные понятия законодательства о налогах и сборах, система налогов и сборов, правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов и их ответственность, общие правила исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, регламент налоговой отчётности и налогового контроля и порядок обжалования актов налоговых органов.
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
На основе налогового законодательства в Российской Федерации в зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги и сборы, установлены следующие их виды: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются те, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К таким налогам и сборам относятся; налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
В качестве региональных признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые нормативными правовыми представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.)
Налоги и сборы по характеру налогового изъятия подразделяются на две группы: прямые налоги и косвенные налоги. Под прямыми налогами понимаются налоги, которые прямо обращены на объект налогообложения и подлежат уплате непосредственно из дохода налогоплательщика. К таким налогам относятся: налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог, земельный налог, налоги, регулирующие процесс природопользования, и др.
Под косвенными налогами понимаются налоги, которые не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика, а их изъятие осуществляется вне зависимости от конечных результатов деятельности посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др.).
Порядок определения налогооблагаемой базы по каждому виду налога, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты, налоговые льготы определяются соответствующими законодательными актами.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает специальные налоговые режимы, которые распространяются на деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Специальные налоговые режимы предполагают добровольный переход сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также к упрощённой системе налогообложения, или возврат к иным режимам налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, её первичной и последующей (промышленной) переработкой. При этом доля от реализации произведённой ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию её первичной переработки, произведённую из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна состав-
лять не менее 70 % в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг). Это обстоятельство предопределяет право сельскохозяйственного товаропроизводителя осуществить переход на уплату единого сельскохозяйственного налога. В этом случае налогоплательщики освобождаются от обязанности уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с действующим законодательством. Иные налоги и сборы - в соответствии с общим режимом налогообложения.
Обстоятельства, обусловившие по итогам налогового периода получение доли дохода налогоплательщика от реализации произведённой им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной обработки, произведённую из собственного сельскохозяйственного сырья, менее 70 % в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), приводят к утрате права применения единого сельскохозяйственного налога.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, должен за весь отчётный период произвести перерасчёт налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на имущество, единому социальному налогу.
Наряду с иными режимами налогообложения сельскохозяйственные товаропроизводители обладают правом добровольного применения упрощённой системы налогообложения. Условием права применения упрощённой системы налогообложения является размер дохода (не более 15 млн. руб.) по итогам девяти месяцев того года, когда налогоплательщик принимает решение о переходе на данную систему налогообложения. Переход на упрощённую форму налогообложения предполагает освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). При этом уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, а также уплата иных налогов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Переход от упрощённой системы (утрата права на применение упрощённой системы налогообложения) к иным режимам налогообложения обусловлен: во-первых, превышением доходов налогоплательщика по итогам отчётного года 20 млн. руб.; во-вторых, нарушением налогоплательщика требований, предусмотренных Налоговых кодексом при применении данной системы налогообложения.
Налогоплательщики, утратившие право применения единого сельскохозяйственного налога и упрощённой системы налогообложения и перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на их применение не ранее чем через один год после утраты такого права.
Организация финансирования целевых общегосударственных задач предполагает использование внебюджетных фондов, основными из которых являются социальные внебюджетные фонды (пенсионный государственный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного государственного медицинского страхования), специальные фонды (дорожные фонды, природоохранные фонды, фонды развития территорий, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР) и негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, общественные фонды и т.д.). Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.
Формирование социальных внебюджетных фондов осуществляется, как правило, за счёт отчислений предприятий-работодателей. Тарифы отчислений в социальные фонды устанавливаются федеральным законодательством в процентах от выплат в пользу работников, начисленных по всем основаниям. Кроме того, источниками социальных внебюджетных фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, ассигнования из федерального бюджета, доходы от использования временно свободных финансовых средств и др. Что касается отчислений в негосударственные фонды, то они производятся предприятиями добровольно за счёт собственной прибыли.
Финансовые взаимоотношения предприятий с банками представляют собой особый тип финансовых связей, проявляющихся по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности и оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Коммерческие банки могут быть совладельцами-акционерами предприятий, что в свою очередь предопределяет развитие взаимоотношений по поводу долевого распределения прибыли.
Важнейшей функцией коммерческих банков является осуществление расчетно-кассового обслуживания предприятий. В этих целях между банком и предприятием заключается договор банковского счёта (статья 845 ГК РФ) на условиях, согласованных сторонами. Заключённый договор банковского счёта, основные элементы которого предусмотрены Гражданским кодексом РФ, в дальнейшем выступает в качестве инструмента регулирования финансовых взаимоотношений между предприятием и банком.
В соответствии с договором банковского счёта банк возлагает на себя обязательства по принятию и зачислению поступающих на счёт клиента денежных средств, выполнению распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта, а также проведение других операций. В тоже время банку предоставляется возможность по использованию имеющихся денежных средств с сохранением гарантий права беспредятст-
венного распоряжения клиенту этими средствами. При обслуживании клиента банку не предоставляется право определения и контролирования направлений использования денежных средств клиента и установление не предусмотренных законом или договором банковского счёта ограничений его права распоряжения денежными средствами по своему усмотрению.
Если договором банковского счёта не предусмотрено иное, то банк обязан совершать для клиента операции, предусмотрейные законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Предоставляемые банком услуги по расчетно-кассовому обслуживанию предприятия могут быть платными, если эти условия предусмотрены договором банковского счёта. Плата за расчетно-кассовые услуги может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счёте, если иное не предусмотрено договором банковского счёта.
При заключении договора банковского счёта может быть предусмотрено начисление банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счёте предприятия. При этом сумма процентов начисляется по истечении каждого месяца, если иные сроки не предусмотрены договором банковского счёта. Размер процента определяется договором банковского счёта, при отсутствии такого условия - й размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования.
Очерёдность списания денежных средств со счёта предприятия определяется статьёй 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Списание средств со счёта в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность) осуществляется при наличии суммы денежных средств, которая достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счёту.
Если на расчётном счёте предприятия отсутствует сумма денежных средств для полного удовлетворения всех предъявляемых требований, то списание денежных средств проводится в следующей очерёдности:
по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
- по другим платёжным документам в порядке календарной ответственности.
Статьёй 857 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что банк гарантирует тайну банковского счёта и банковского вклада, операций по счёту и сведений о клиенте. Сведения, которые составляют банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям. Такие сведения могут быть представлены государственным органам и их должностным лицам только в исключительных случаях и в порядке, предусмотренных законом. Бели сведения, составляющие банковскую тайну, были разглашены банком, то клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причинённых убытков.
Расторжение договора банковского счёта может быть осуществлено как по заявлению клиента, так и по требованию банка. По требованию банка договор банковского счёта может быть расторгнут в следующих случаях:
сумма денежных средств, хранящихся на счёте клиента, ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
при отсутствии операций по этому счёту в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Наряду с осуществлением расчетно-кассового обслуживания предприятий, российские банки выполняют разнообразные функции на рынке ценных бумаг в рамках действующего российского законодательства.
Финансовые взаимоотношения предприятий и страховых организаций. Под страхованием понимаются экономические отношения, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различных неблагоприятных условий из специально формируемых денежных фондов за счёт уплаты ими страховых взносов. Таким образом, основной целью страхования является возмещение ущерба, возникающего у граждан и организаций в связи с наступлением определённых опасных событий, из сформированного специализированного страхового фонда. Основной целью организации страхового дела выступает создание условий для этого.
Отличительной особенностью страхования является то, что оно выполняет две основные функции - защитно-предохранительную и перераспределительную. Защитно-предохранительная функция означает, что страхование предусматривает, с одной стороны, самозащиту предприятий и населения от стихийных бедствий, а с другой, - защиту экономических субъектов, например, от неблагоприятных изменений конъюнктуры рынка и предпринимательского риска, приводящих к значительным материальным и финансовым потерям. Распределительная функция страхования реализуется в аккумуляции денежных средств (страховых взносов) экономи-
ческих агентов и дальнейшем их размещении в наиболее прибыльные активы.
Основными участниками страхового рынка являются страховые организации (страховщики), страхователи (физические и юридические лица) и посредники (страховые агенты), общества взаимного страхования, орган страхового надзора, страховые актуарии, выгодоприобретатели, застрахованные лица.
Деятельность страховых организаций, реализующих страховой продукт (страховую защиту), регламентируется системой государственного страхового надзора (регистрация страховых организаций, лицензирование их деятельности, контроль за ведением деятельности). Упорядочение деятельности страховых организаций на государственном уровне определяется необходимостью защиты интересов страхователей. Взаимоотношения между предприятиями и страховыми организациями регламентируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Взаимоотношения предприятия и страховой организации предполагают ведение предварительных переговоров об основных условиях и сроках договора страхования, подготовку, подписание и оплату договора страхования, решение вопросов при наступлении страхового случая и осуществление страховой выплаты.
В страховании выделяется две формы: добровольное страхование и обязательное страхование.
При добровольном страховании основанием возникновения отношений выступает договор, заключаемый между предприятием и страховой организацией и отражающий индивидуальные и коллективные страховые потребности, а также правила страхования, определяющие общие условия и порядок осуществления договора. Правила страхования применяются для регулирования страховых обязательств.
В обязательном страховании основанием возникновения отношений выступает юридический состав, включающий наличие определённого состояния, статуса и договора обязательного страхования. Особенностями обязательного страхования является то, что оно осуществляется в силу прямого указания закона, круг страхователей указывается в соответствующем нормативном акте, страховое обязательство оформляется договором страхования, устанавливаются гарантии прав лиц, в пользу которых по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, основные элементы обязательного страхования определяются нормативным актом.
Видами обязательного страхования являются: обязательное государственное страхование, обязательное социальное страхование (социальное страхование от несчастных случаев на производстве, пенсионное страхование, медицинское страхование), обязательное страхование имущества, обязательное страхование ответственности, обязательное страхование вкладов граждан в банках Российской Федерации.
Страховые отношения возникают в связи с объектами страхования, которые подразделяются на объекты личного и имущественного страхования. В обоих случаях объектами страхования являются имущественные интересы, подверженные денежной оценке.
Объектами личного страхования могут быть:
имущественные интересы, связанные с наступлением в жизни гражданина определённых условий, вызванных течением времени (смерть лица, дожитие граждан до определённого возраста или срока, наступление в жизни гражданина иных не зависящих от воли лица событий). В данном случае речь идёт о страховании жизни;
имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни, здоровью граждан (страхование от несчастных случаев и болезней);
имущественные интересы, связанные с оказанием медицинских услуг гражданам (медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования выступают имущественные интересы, вытекающие из владения, пользования или распоряжения имуществом (страхование имущества), обязанности возмещения причинённого ущерба другим лицам (страхование гражданской ответственности), осуществления предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
В сельском хозяйстве результаты предпринимательской деятельности напрямую зависят от влияния природно-климатических условий (градобитие, аномальные колебания температур, ливневые дожди, весенние паводки и другие чрезвычайные ситуации), которые приводят к значительным потерям, порой превышающим масштабы финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. Поэтому важным условием развития сельскохозяйственного производства является реформирование страхования сельскохозяйственных рисков.
Страхованию подлежат посевы любых сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственные животные и имущество, находящееся во владении предприятия на правах собственности (владение, пользование и распоряжение), а также имущество, принятое предприятием в доверительное управление, аренду, лизинг, залог, на хранение, комиссию, продажу.
Страхование осуществляется на основе договора, заключаемого сельскохозяйственным товаропроизводителем и страховой компанией. При этом страхованию могут подлежать все виды сельскохозяйственных культур и животных или их конкретные группы.
При страховании сельскохозяйственных культур во внимание принимаются: посевная площадь под конкретной сельскохозяйственной культурой, средняя урожайность за последние 5 лет; рыночная цена реализации; страховые тарифы, взимаемые с единицы страховой суммы, с учётом объекта страхования и характера страхового риска.
Основной проблемой, сдерживающей развитие страхования урожая сельскохозяйственных культур, являются высокие размеры страховых тарифов, которые закреплены нормативно-правовыми документами. Так, в соответствии с приказом № 83 министра сельского хозяйства от 22 марта 2006 г. для Воронежской области применялись следующие страховые ставки: озимые зерновые - 6,94, яровые зерновые и зернобобовые - 7,18, масличные - 6,0, сахарная свёкла - 8,31, соя - 7,21, многолетние насаждения - 9,20.
Определение страховой премии, которую страхователь должен уплатить страховой организации в порядке и сроки, установленные договором, осуществим на условном примере. Бели, например, сельскохозяйственное предприятие изъявило желание застраховать 800 га озимой пшеницы при средней урожайности 27 ц/га и рыночной цене - 320 руб./ц, то в этом случае страховая стоимость застрахованного урожая составит 6912000 руб. (800 х 27 х 320). Это означает, что при страховом тарифе 6,94 сумма страховых платежей будет равной 479692,8 руб. При этом 50 % страховой суммы оплачивается сельскохозяйственным предприятием самостоятельно (239846,4 руб.). Вторая половина страховой премии компенсируется страховой организации из бюджета.
При наступлении события, имеющего признаки страхового случая, сельскохозяйственное предприятие незамедлительно (но в любом случае не позднее 3 суток) извещает об этом страховщика или его представителя, направив ему письменное заявление о событии, имеющем признаки страхового случая, с указанием его характера и степени повреждения посевов, пострадавшей площади и суммой предполагаемого ущерба.
Размер ущерба определяется страховщиком на основании составленного акта с учётом документов, полученных от страхователя и из компетентных органов о месте, времени, причинах, размере ущерба и иных обстоятельств нанесения ущерба застрахованному урожаю, справки зональной гидрометеоцентра, подтверждающей факт и параметры стихийного бедствия и его влияния на застрахованную культуру, а также других документов по согласованию со страховщиком.
Выплата страхового возмещения производится страховщиком исходя из условий договора страхования в течение 30 дней после составления страхового акта.
В настоящее время уровень страхования урожая и животных сельскохозяйственными предприятиями остаётся достаточно низким, что объясняется:
- во-первых, отсутствием чёткой стратегии развития сельскохозяйственного страхования. Для повышения эффективности страхования необходимо принятие специального закона, регулирующего вопросы сельскохозяйственного страхования с учётом специфики развития отрасли. В законе должны найти отражение формы проведения сельскохозяйственного стра-
хования (предприятие, региональный и федеральный бюджеты), способы участия государства в сельскохозяйственном страховании, виды сельскохозяйственного страхования (страхование урожая, сельскохозяйственных животных, движимого и недвижимого имущества);
во-вторых, существенными недостатками действующего страхового законодательства. Основными недостатками действующего законодательства являются: высокий уровень страховых ставок и оплата страховых взносов в достаточно сжатые и напряжённые сроки с точки зрения наличия у них свободных финансовых ресурсов - в периоды весенне-полевых работ и подготовки к уборке урожая, невыполнение государством в полном объёме обязательств по оплате страховых взносов, достаточно слабый контроль за проведением сельскохозяйственного страхования;
в-третьих, несовершенством методической базы действующего порядка сельскохозяйственного страхования. Так, например, принятые и неподлежащие изменению фиксированные страховые тарифы лишают страховую организацию возможности управлять возникающими сельскохозяйственными рисками, поскольку они не учитывают возможные отклонения в каждом конкретном случае от среднего уровня по региону. Отсутствуют разграничения в страховых случаях, сохраняется достаточно узкий перечень сельскохозяйственных культур, подлежащих страхованию, ограничены возможности страхователя по определению средней урожайности страхуемой культуры и т.д.;
- в-четвёртых, проблемами финансово-экономического характера, сдерживающими развитие сельскохозяйственного страхования: сложное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных предприятий, отсутствие возможности получения кредита на страховые цели, высокий уровень убыточности сельскохозяйственного страхования и другие.
Контрольные вопросы
Что понимается под финансами предприятия? Раскройте содержание функций финансов предприятия.
Выделите систему финансовых взаимоотношений сельскохозяйственных товаропроизводителей и охарактеризуйте её.
В чём проявляется специфика организации финансов сельскохозяйственных товаропроизводителей?
Выделите принципы организации финансов предприятия.
5. Определите содержание финансовых ресурсов и источники их формирования.
Охарактеризуйте основные виды доходов и расходов предприятия.
Раскройте содержание системы взаимоотношений сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями.
- . Современные тенденции развития организационных структур
- Производственная структура сельскохозяйственного предприятия
- 4.2. Формирование и направления совершенствования производственной структуры предприятия
- 11. Производственный цикл
- Глава 5. Организационная структура управления
- Предприятием
- 5.1. Организационная структура управления предприятием: сущность, типы и особенности функционирования
- 5.2. Типы организационных структур управления сельскохозяйственным предприятием по характеру взаимодействия с внешней средой
- 5.3. Принципы построения организационной структуры управления предприятием
- Глава 6. Имущество и капитал предприятия
- 6.1. Имущество и капитал предприятия
- 6.2. Уставный капитал предприятия
- Глава 7. Земельные ресурсы сельскохозяйственного предприятия
- 7.1. Значение, состав и структура земельных ресурсов предприятия
- 7.2. Земельные отношения и рынок земли
- 7.3. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Глава 8. Основные средства предприятия
- 8.1. Основные средства сельскохозяйственного предприятия: состав, структура и классификация
- 8.2. Стоимостная оценка основных средств и её виды
- 8.3. Износ, амортизация и воспроизводство основных средств
- 8.4. Эффективность использования основных средств предприятия. Пути повышения эффективности
- Глава 9. Оборотные средства предприятия
- 9.1. Оборотные средства предприятия: понятие, состав, классификация я источники формирования
- 9.2. Определение потребности сельскохозяйственного предприятия в оборотных средствах
- 9.3. Экономическое значение экономии оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств
- Глава 10. Трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования
- 10.1. Персонал сельскохозяйственного предприятия и его классификация
- 10.2. Определение потребности в персонале и планирование его численности
- 10.3. Организация труда на предприятии. Производительность труда
- 10.4. Мотивация трудя. Формы и системы оплаты труда
- 10.4.1. Мотивация и социально-экономическая сущность оплаты труда. Основы организации оплаты труда
- 10.4.2. Формы и системы оплаты труда
- Глава 11. Внутренняя и внешняя среда предприятия 11.1. Внутренняя среда функционирования предприятия
- 11.2. Внешняя среда функционирования предприятия
- Глава 12. Планирование деятельности предприятия
- 12.1. Сущность, задачи и принципы планирования
- 12.2. Виды планирования
- 12.3. Бизнес-планирование на предприятии
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 13.1. Издержки производства и себестоимость, их сущность и экономическое значение
- 13.2. Состав и классификация производственных затрат
- 13.2.1. Поэлементная классификация производственных затрат
- 13.2.2. Классификация затрат по статьям калькуляции
- 13.3. Себестоимость сельскохозяйственной продукции и факторы ее снижения
- Глава 14. Формирование цен на продукцию сельского хозяйства
- 14.1. Цена: понятие, значение и функции
- 14.2. Механизм ценообразования
- 14.3. Система цен на сельскохозяйственную продукцию и их государственное регулирование
- 14.4. Ценовая политика в ценовая стратегия предприятия
- Глава 15. Финансовые ресурсы предприятия
- 15.1. Сущность, функции и принципы организации финансов предприятия
- 15.2. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования
- 15.3. Доходы и расходы предприятия
- 15.4. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями
- Литература