logo
КНИГА В ЭЛЕКТРОНКЕ П

14.2. Механизм ценообразования

При анализе ценового механизма различают и выделяют две взаимо­действующие его части: с одной стороны, это цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действую­щих с учётом влияния различных ценообразующих факторов.

Ранее уже отмечалось, что различают два механизма ценообразова­ния - затратный и рыночный. Для затратного механизма ценообразова­ния характерны две основные особенности:

Затратный подход к установлению цены предполагает то обстоя­тельство, что товаропроизводитель при продаже своей продукции должен, с одной стороны, обеспечить возмещение затрат, понесённых на производ­ство и реализацию продукции, а с другой, - получить определённую вели­чину прибыли необходимую для ведения расширенного воспроизводства. Иными словами, для предприятия цена товара отражает стоимостную вы­ручку от реализации продукции, которая призвана покрыть его затраты и обеспечить получение определённого объёма прибыли.

В этом случае формула цены будет представлена следующим обра­зом:

где АС - средние издержки производства и обращения единицы товара; R - при­быль, получаемая производителями (продавцами) при продаже единицы товара, руб.

Допустим, что предприятие располагает следующими параметрами при производстве определённого вида продукции:

Предприятие предполагает реализовать 40 % дохода от оборота, то есть иметь 40 % прибыли в цене. В этом случае оно должно установить це­ну за единицу продукции в 4000 рублей [2400 : (1-0,4)]. Общая сумма при­были составит 1920 тыс. руб.

Однако производитель может поступить и несколько иначе, когда при расчёте цены к затратам устанавливается надбавка (прибыль в чистом виде). В этом случае расчёт цены приобретает следующий вид:

Pt= 2400 х (1+0,4) = 3360 руб.

При этом доля прибыли в цене составит примерно 29 %. Сумма при­были при реализации всей продукции будет равна 1152 тыс. руб. По своей

сути данные методы ценообразования ничем не отличаются. Однако для точного и быстрого определения цены, включающей заданную прибыль, более выигрышным является первый вариант этого метода, поскольку он сразу показывает желаемый результат.

Несмотря на недостатки методов ценообразования затратными под­ходами, они достаточно широко распространены. Объясняется это тем, что, с одной стороны, предприятия в большей степени обладают информа­цией об издержках на производство своей продукции и в меньшей степени о спросе на свою продукцию. А с другой стороны, при использовании за­тратных методов ценообразования всеми производителями данной отрасли цена у них практически одинакова, а потому ценовая борьба между ними будет минимальной по сравнению с отраслями, где цены напрямую зави­сят от спроса.

При затратном подходе к построению цен рынок как система эконо­мических связей между хозяйственными единицами на основе законов то­варного производства и обращения оказывает достаточно слабое воздейст­вие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

По своему содержанию затратный механизм ценообразования наи­более соответствует централизованно управляемой экономике и устанав­ливаемым ценам. Однако, как известно, его элементы свойственны и ры­ночной экономике. Они являются частью рыночного механизма, поскольку продавец запрашивает на рынке такую цену на свой товар, которая не мо­жет быть ниже совокупных издержек производства и обращения. Кроме того, должен реализоваться материальный интерес продавца - получение прибыли. Однако механизм законов рынка вынуждает продавцов учиты­вать не только свои затраты, понесённые на производство и реализацию товара, но и реагировать на рыночный спрос, на ценовую реакцию покупа­теля. Эта ситуация предполагает необходимость приближения цены пред­ложения к цене спроса.

Рыночный механизм ценообразования реализуется в том случае, ко­гда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, согласования интересов двух сторон - продавца и покупателя на свобод­ном рынке. Соблюдение баланса интересов находит своё выражение в уровне цены, который, с одной стороны, предопределяет реализацию ин­тересов производителей в увеличении производства товаров и услуг для продажи, а с другой, - отвечает покупательной способности потребителей, которые готовы расстаться со своими доходами и сбережениями для при­обретения товаров и услуг. Цена, сложившаяся при реализации данных ус­ловий, получила название рыночной цены.

Необходимым условием для понимания сущности процесса форми­рования цен в рыночной экономике является установление взаимосвязи между ценой и спросом, предложением и ценой, спросом и предложением.

При этом важно учитывать тот факт, что практически все производимые товары обладают взаимозаменяемостью. И основанием для принятия ре­шения о производстве или приобретении товара выступают относительные цены, под которыми понимается отношение цены одного товара к цене другого, выраженного в деньгах. А это означает, что денежное выражение цены, взятое вне связи с другими ценами на товары, не имеет никакого значения в принятии решения о том, что и сколько производить, что и сколько покупать.

Каким образом спрос и предложение оказывают совокупное влияние на формирование равновесной цены, рассмотрим на примере рынка зерна. При наличии систематизированной информации, которая формируется в соответствующих аналитических центрах, о складывающейся ситуации на рынке зерна сельскохозяйственный товаропроизводитель прогнозирует ве­личину спроса на данный вид продукции. При этом оцениваются объёмы поступления зерна на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая» оп­ределяется структура величины спроса: потребности животноводства, экс­порт, переработка и другие каналы.

Ориентирование на прогнозируемый спрос предопределяет соответ­ствующее размещение зерновой группы культур в севообороте, размеры их посевной площади, урожайность и, в конечном итоге, получение вало­вого сбора зерна. В свою очередь потребители данного вида сельскохозяй­ственной продукции формируют объёмы закупок.

Рис. 1. Схема формирования равновесной рыночной цены

Иными словами, величина предложения сопоставляется с прогнози­руемой величиной спроса, что выступает основой для формирования ожи­даемой цены на зерно. Это означает, что при данной (равновесной) цене P1 производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Q1 a потребители согласны приобрести именно такое количество продукции. Следовательно, рыночная цена устанавливается в точке пересечения Е кривых спроса D и предложения S (рис 1). Данная цена является основой переговорного процесса между продавцами и покупателями при заключе­нии между ними договорных обязательств (контрактов) на будущую по­ставку и покупку зерна.

Однако уровень и динамика рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию подвержены влиянию множества внешних и внутренних фак­торов. Так, например, изменения климатических условий в период возде­лывания зерновых культур могут предопределить либо увеличение объёма производства зерна, либо уменьшение. Скажем, в вегетационный период возделывания зерновых культур складываются весьма благоприятные климатические условия (влагообеспеченность, температурный режим и др.). Это означает, что будет получен урожай, превышающий прогнози­руемый совокупный спрос зерна на рынке. Ожидаемое увеличение объё­мов производства зерна приведёт к изменению рыночной цены. Результа­том увеличения предложения S2 (кривая рыночного предложения переме­щается вправо) при фиксированном спросе (заданной кривой спроса) будет уменьшение равновесной (рыночной) цены на зерно P2,

И, наоборот, неблагоприятные климатические условия приводит к снижению предложения зерна, что при фиксированном спросе предопре­деляет смещение кривой рыночного предложения влево и изменение рав­новесной (рыночной) цены в сторону увеличения.

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса и кривой предложения. На данную ситуацию может повлиять, например, снижение цен на животноводческую продукцию. Это приведёт к сокраще­нию поголовья животных и, следовательно, к уменьшению спроса произ­водителей животноводческой продукции на зерно, используемое в кормо­вых целях. В этом случае происходит снижение цен на зерно. При росте цен на животноводческую продукцию увеличивается спрос на зерно, что приводит к росту цен. Если происходит одновременное увеличение или снижение и спроса и предложения, то определение какого-либо рднознач-ного результата является достаточно трудноразрешимой задачей. Всё бу­дет зависеть от того, какой из двух разнонаправлено действующих факто­ров окажется преобладающим при воздействии на равновесную цену.

Кроме того, продолжительность ценового цикла в сельском хозяйст­ве определяется продолжительностью производственного процесса, низ­ким уровнем производственной мобильности сельскохозяйственных пред­приятий и в целом предприятий АПК, ценовой эластичностью спроса и це­новой эластичностью предложения, монополизмом перерабатывающих предприятий, конъюнктурой рынка, качеством продукции, кредитно-

финансовой политикой государства и другими факторами. Названные факторы имеют различную степень неопределённости, разную скорость и частоту изменений.

Продолжительность производственного процесса при возделывании сельскохозяйственных культур, которая по отдельным видам культур со­ставляет практически год, приводит к тому, что реакция рынка на предло­жение, как правило, запаздывает.

Ещё более сложными являются проблемы низкого уровня производ­ственной мобильности предприятий АПК и ценовой эластичности спроса на продовольствие по цене и доходам.

Л Объясняется это тем, что увеличение объёмов производства сельско­хозяйственной продукции предполагает первичность наращивания произ­водственных мощностей I сферы АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой промышленности, агро­химия, комбикормовая промышленность, система материально-технического снабжения, мелиоративное и сельское строительство), а за­тем отраслей Ш сферы АПК (пищевая промышленность, холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство, торговые и дру­гие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя). При таких условиях сельское хозяйство не спо­собно своевременно отреагировать на краткосрочные колебания цен. На длительные же изменения цен оно отзывается длительным временным ла­гом от момента их изменения. Результат - значительная продолжитель­ность периода восстановления пропорций межотраслевого обмена (не­сколько лет).

Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия (П и III сферы АПК), в свою очередь, сталкиваются с низкой эластичностью спро­са на продовольствие по цене и доходам, которая обусловлена постоянст­вом и устойчивостью биологических потребностей населения в продуктах питания, а в случае снижения реальных доходов с приобретением продук­тов за счёт уменьшения расходов на товары длительного потребления. Данный фактор приводит к тому, что даже незначительное увеличение по­ставок продукции по отношению к спросу приводит к снижению цены в несколько раз больше, чем рост предложения (особенно на скоропортя­щуюся продукцию). Незначительное уменьшение поставок продукции по отношению к величине спроса предопределяет возникновение её дефицита и более значительному росту цен (в процентах) в сравнении со снижением предложения продукции.

В виду того, что спрос на продовольственные товары в основном яв­ляется неэластичным» то с увеличением доходов происходит рост расходов семейного бюджета, направляемых на приобретение промышленных това­ров. Это означает, что прирост спроса на промышленные товары выше, чем на продукты питания. Такая тенденция приводит к нарушению торго-

вого баланса между сельским хозяйством и другими отраслями экономи­ки и, следовательно, образованию диспаритета цен.

Как видим, отраслевая специфика сельскохозяйственного производ­ства оказывает значительное влияние на процесс ценообразования, что объективно предполагает в современных условиях развития российской рыночной экономики постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, которая стала бы адекватной рыночным отношени­ям. На сегодняшний день экономические условия развития таковы, что це­ны на многие виды сельскохозяйственной продукции не компенсируют даже затрат по её производству. Поэтому достижение эффективности сель­скохозяйственного производства напрямую зависит от государственного регулирования цен.

В качестве важнейших принципов ценообразования выступают: на­учность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность це­нообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен.

Принцип научности обоснования цен обусловливает необходимость познания и учёта в ценообразовании таких объективных экономических законов, как закона стоимости, законов спроса и предложения. Данный процесс предполагает изучение конъюнктуры рынка, анализ факторов производства и действующей системы цен, выявление тенденций развития производства, прогнозирование изменения уровня цен, спроса, качества товаров и т.п. Возможность научного обоснования цен базируется на ис­пользовании комплексного, достаточного, оперативного и достоверного информационного обеспечения, воздействующего на процесс установле­ния цен.

Принцип целевой направленности цен в своей основе предполагает чёткое определение приоритетных экономических и социальных проблем развития, решаемых с помощью цен. Такими проблемами могут быть, на­пример» социальная защита населения или целевая ориентация цен на ос­воение и расширение ассортимента новых видов продукции, повышение качества продукции. Например, в определённых временных границах воз­можно допущение установления высоких цен на принципиально новые ви­ды продукции, которые обеспечивают получение максимальной (моно­польной) прибыли.

Принцип непрерывности ценообразования предусматривает, с одной стороны, установление своей цены на каждом этапе движения продукции от сырья до готового изделия, а с другой, - постоянное внесение изменений и дополнений в действующие цены, увязанных с жизненным циклом това­ра и вытекающими из него особенностями потребительского восприятия.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблю­дением цен отражает необходимость контроля цен со стороны государст­венных органов. При этом важным условием является распространение

контроля, прежде всего, на продукцию и услуги отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.). Различают два вида контроля: государственный и общественный (контроль обществами потребителей),