logo
КНИГА В ЭЛЕКТРОНКЕ П

14.3. Система цен на сельскохозяйственную продукцию и их государственное регулирование

В качестве составной части ценового механизма выступает многооб­разие цен, находящихся между собой в тесной взаимосвязи и образующих целостную систему. В условиях рыночных отношений цены выступают связующим звеном между производителем и потребителем, механизмом обеспечения равновесия между спросом и предложением. Поэтому их взаимосвязь отражает динамичность данной системы, поскольку измене­ние одних цен (повышение или понижение) приводит, как правило, к из­менению других цен. Так, например, повышение цен на товары промыш­ленного производства, используемые в сельскохозяйственном производст­ве, обусловливают рост цен на продовольственные товары.

В научной литературе используется достаточно широкий спектр экономических признаков, которые являются основой классификации цен по различным видам и разновидностям.

Одним из важнейших признаков классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного об­ращения. На основе данного признака различают оптовые, розничные и за­купочные цены, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, и тарифы, устанавливаемые на различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.).

Под оптовыми ценами понимаются цены, по которым осуществляет­ся реализация произведённой продукции крупными партиями независимо от форм собственности, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции торговым организаци­ям (специализированные магазины и сбытовые конторы, товарные биржи и др.). В условиях рыночной экономики продукция продаётся и покупается оптовыми партиями со сменой собственника.

Розничные цены - цены, по которым происходит реализация товаров в розничной торговой сети индивидуальным покупателям, предприятиям и организациям при относительно небольшом объёме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления, по­требляемые в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена обычно выше оптовой цены на величину торговой надбавки, за счёт кото­рой компенсируются издержки обращения, формируется прибыль органи­заций и учреждений розничной торговли.

Закупочными называют цены, по который государство закупает сельскохозяйственную продукцию у предприятий, фермеров и населения для продовольственного снабжения городского населения, районов Край­него Севера, армии и создания государственных резервов. Основными со­ставляющими элементами закупочной цены являются: себестоимость; раз­мер прибыли, необходимый для обеспечения непрерывности в. условиях рыночных отношений не только простого, но и расширенного воспроиз­водства; налог на добавленную стоимость.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и им­портные цены), отражают внешнеэкономические связи государства с дру­гими странами и находятся в зависимости от цен мировых рынков. Миро­вые цены это либо реально действующие на международном рынке цены, либо цены, признанные на определённый период организациями, ведаю­щими такой торговлей.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональ­ной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и пред­ложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Спецификой обладают цены на услуги определённых видов деятель­ности, при которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Это тарифы грузо­вого и пассажирского транспорта, тарифы на коммунальные и бытовые ус­луги, предоставляемые населению коммунальными и бытовыми службами.

По степени и способам регулирования различают: договорные (кон­трактные), свободные (рыночные) и регулируемые цены.

Под договорными (контрактными) ценами понимаются цены, вели­чина которых определена по согласованию продавца и покупателя на предмет купли-продажи товара и документально зафиксирована контрак­том между ними. В современном деловом сотрудничестве условия по оп­ределению величины цены, как правило, выделяются в специальный раз­дел договора. При этом в ряде случаев в договоре фиксируется не абсо­лютная величина цены, а в определённом диапазоне, предусматривающем установление её верхнего и нижнего уровня. В качестве варианта по уста­новлению величины цен также может быть использована их связь с госу­дарственными, рыночными и мировыми ценами. Важную роль играет со­глашение продавца и покупателя о допустимости изменения цен под воз­действием инфляционного процесса, возникновения форс-мажорных об­стоятельств, принятия новых законов.

Свободные (рыночные) цены не зависят от непосредственного цено­вого вмешательства государственных органов, формируются под воздейст­вием рыночной конъюнктуры, законов спроса и предложения и являются основной формой экономических взаимоотношений сельских товаропро­изводителей с другими субъектами рынка. Теоретически свободные цены

должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами, а потому они являются наиболее адекватными рыночной эко­номике. Однако в силу специфики аграрного производства и рынка сель­скохозяйственных и потребительских товаров формирование цен на основе свободного действия рыночных сил неприемлемо. Поэтому государство может оказывать воздействие на формирование свободных цен, их уро­вень, посредством косвенных экономических инструментов, определяя «правила игры» на рынке. Так, например, используя антимонопольное за­конодательство, государство ограничивает недобросовестную конкурен­цию и монополизацию рынка.

Кроме того, политика социальной защиты населения на определён­ных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления. И, прежде всего, на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие).

Формирование регулируемых цен происходит, с одной стороны, под влиянием спроса и предложения, а с другой, - при непосредственном ре­гулировании их величины со стороны государственных органов. При этом государственное регулирование, которое носит косвенный характер, осу­ществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложе­ния товара. В качестве методов государственного воздействия могут быть: прямое ограничение роста или снижения цен, регламентация предельного уровня рентабельности (прибыльности), изменение налоговой ставки и процентных ставок за пользование кредитными ресурсами и др.

На законодательном уровне в период реформирования российской аграрной экономики неоднократно предпринимались попытки по выработ­ке мер косвенного ценового регулирования. Однако по определённым при­чинам они были либо противоречивыми, либо трудновьшолнимыми.

Новым этапом реформирования агропромышленного комплекса ста­ло принятие Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100 - ФЗ «О госу­дарственном регулировании агропромышленного производства». Приня­тие данного закона и целого ряда других нормативных актов предопреде­лило создание правовой базы для построения целостной системы государ­ственного регулирования АПК. Важной составной частью этой системы является формирование ценового механизма в сфере агропромышленного производства, включающего введение в действие целевых, гарантирован­ных, залоговых, интервенционных и пороговых цен.

Использование целевых цен направлено на обеспечение получения доходов необходимых сельскохозяйственным товаропроизводителям для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйст­венную продукцию используются в качестве основы для установления га­рантированных и залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной про-

дукции, а также для расчёта дотаций и компенсаций сельскохозяйствен­ным товаропроизводителям.

Гарантированные цены представляют собой минимально допусти­мую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, которая предполагает не только покрытие затрат предприятия на производство конкретного вида продукции, но и обеспечение определённого уровня на­копления, позволяющего осуществлять ведение расширенного воспроиз­водства за счёт собственных средств. Сложность данного положения оп­ределяется двумя основными проблемами: во-первых, затраты какого предприятия должны быть положены в основу гарантированной цены (пе­редового, среднего или отстающего); во-вторых, каким должен быть нор­мативный уровень накопления.

Гарантированные цены применяются в том случае, если средние ры­ночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохо­зяйственной продукции непосредственно государству или при осуществ­лении доплат товаропроизводителям. Это означает, что гарантированные цены выполняют страховую функцию. Поэтому они призваны оказать го­сударственную поддержку сельскохозяйственным предприятиям в случае затруднения сбыта продукции по тем или причинам. Источником под­держки государственных операций по закупкам продукции в федеральный фонд по гарантированным ценам является федеральный бюджет, в регио­нальные фонды - бюджеты субъектов Федерации.

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевых цен и ус­танавливаются органами государственной власти. Перечень сельскохозяй­ственной продукции, объёмы (квоты) её реализации, уровень гарантиро­ванных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Залоговые цены представляют собой форму беспроцентных бюджет­ных ссуд и выделения кредитных ресурсов на федеральном и региональ­ном уровне сельскохозяйственным товаропроизводителям при одновре­менном гарантировании им рынка сбыта продукции.

Данные цены используются при залоговых операциях, когда предме­том залога является либо произведённая продукция, либо продукция бу­дущего урожая сельскохозяйственного предприятия. При этом по оконча­нии залогового срока залогодатель имеет возможность выбора завершения залоговой операции по одному из двух вариантов.

Во-первых, ему предоставляется возможность выкупа заложенной продукции посредством возврата залогодержателю кредита на платной ос­нове. Во-вторых, при условии своей неплатёжеспособности залогодатель извещает об этом залогодержателя, и тогда заложенная продукция стано­вится собственностью последнего.

Интервенционные цены используются государством при нарушении рыночного равновесия на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия. Различают закупочные и товарные интервенции. Заку­почные интервенции по гарантированным ценам применяются в том слу­чае, если рыночные цены не превышают минимально допустимую границу уровня цен на продукцию агропромышленного производства или когда то­варопроизводители данной сферы не в состоянии реализовать свои товары из-за сокращения спроса на них. Результатом использования закупочных интервенций является сокращение рыночного предложения продукции и стабилизация рыночных цен.

Следствием временного дефицита продукции, возникающего при ус­ловии неоправданного повышения уровня рыночных (договорных) цен, является использование товарных интервенций. Товарные интервенции осуществляются государством в форме распродажи продукции из феде­рального и регионального продовольственных фондов.

Пороговые цены выступают в качестве протекционистской меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, защиты её аграр­ного рынка. На их основе рассчитываются таможенные пошлины. Исполь­зование пороговых цен предполагает создание равных условий для конку­ренции на внутреннем рынке. Так, например, пороговые цены используют­ся в том случае, если реализация отечественного продовольствия затруд­нена из-за превышения внутренних цен над ценами на импортные продо­вольственные товары.

Использование целевых, гарантированных цен и залоговых операций позволяет формировать государственные продовольственные ресурсы, осу­ществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование ры­ночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена мас­личных культур, продукция переработки). Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию должно обеспечить каждому нормально работающему предприятию доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства. Гарантией нормального функционирова­ния индивидуального расширенного воспроизводства является доход при рентабельности производства продукции равной 30-40 %.

Обусловлено это тем, что аграрная экономика в силу своих особен­ностей развития, выражающихся в ограниченности природных ресурсов, зависимости от влияния климатических и демографических факторов, се­зонности производства, относительно низкой доли в цене конечной про­дукции, является одной из наименее доходных отраслей экономики. По­этому даже при наличии весьма благоприятных климатических условий агропромышленное производство способно функционировать стабильно и прибыльно только при значительной поддержке государства, ключевым звеном которой являются ценовые регуляторы.

Экономическое регулирование аграрного рынка основывается на го­сударственном протекционизме, который предусматривает субсидирова­ние расширенного воспроизводства, налоговое и кредитное стимулирова-

ние. Поэтому в большинстве стран мира применяется система мер госу­дарственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию с целью обеспечения интенсивного развития отрасли, соблюдения паритета цен и социальной стабильности в обществе.

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантиро­ванных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, в Фин­ляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Министерство сельского и лесного хозяйства ежегодно определяет целе­вые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве основы целевых цен выступает ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимо­сти производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйст­вах с лучшими условиями производства (южные районы страны). В хозяй­ствах с худшими условиями производства предусмотрены дотации. В те­чение года целевые цены корректируются с учетом темпов инфляции.

Дотационные цены устанавливаются по той же процедуре, что и га­рантированные, но на продукцию, которая поставляется на экспорт. При этом если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не под­лежат оплате по дотационным ценам.

Дополнительные цены предусмотрены на сельскохозяйственную продукцию, произведённую сверх установленных государственных квот. Данные цены изменяются в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом регионе страны. Они, как правило, ниже целевых цен.

Особенностью ценообразования на сельскохозяйственную продук­цию в странах с развитой рыночной экономикой является помесячная дифференциация целевых (гарантированных) цен в пределах до 10 % их среднегодового уровня. Цель дифференциации - компенсация затрат фер­мерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или оплата тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Общей основой ценообразования в системе агропромышленного производства развитых стран является приведение в соответствие закупоч­ных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходи­мых затрат на её производство и реализацию. При этом стремятся учиты­вать уровень и динамику мировых пен. Важнейшей функцией цены остает­ся регулирование доходов сельского хозяйства дня дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слеже­ние за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в

сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги агропромыш­ленного производства.

В сфере российского агропромышленного производства, несмотря на многократные попытки, до сих пор так и не сформирован адекватный аг­рарному рынку ценовой и финансово-кредитный механизмы.