logo search
disk / экономика

Специфика переходного процесса в российской экономике

В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:

Исходным условием разработки последней программы был тот факт, что с 19 августа 1991 года СССР фактически не существовал. Республики выступали за экономический союз и немедленную политическую независимость. Это было равносильно осуществлению реформ за счёт России. В этой ситуации выход для России был в провозглашении экономи-ческой независимости и проведении самостоятельных реформ. Это был отказ от «русского пути», признание мирового опыта рыночных преобразований, в соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация.

Общеэкономическая системная трансформация в России включала:

Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:

Особо остановимся на наиболее проблемных этапах переходного периода.

Либерализация цен– обязательный и неизбежный этап переходной экономики. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, привёл бы к параличу российской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен – серьёзная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.

«Приватизация по-российски» – наиболее болезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Она вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближённым к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам.

В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось около 600 млрд. руб. – на счетах предприятий и около 300 млрд. руб. – на счетах физических лиц. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», то есть естественным путём.

Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:

Анархия и тотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшие переход российской экономики к рынку, привели к бегству капиталов из страны. Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-за рубежа, включая государственную и международную помощь, приходится 3–4 долл. оттока российских средств за границу.

Финансовая стабилизацияпредусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).

В период 1992–1999 годов обеспеченность потребностей российской экономики деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные – посредством денежных суррогатов – бартерные сделки, взаимозачёты. По экспертным оценкам 1 руб., не выплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6–7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, невозвращённые кредиты, взаим-ные неплатежи предприятий и так далее. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это же время в два раза сократился ВВП. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику.

Сокрушительное действие на экономику оказали две спе-цифические акции. Первая – это строительство с середины 1990-х годов государственной финансовой пирамиды. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссии на менее инфляцион-ный государственный долг. Фактически ГКО создали мощный источник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствием этого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций.

Вторая длительная акция – искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровне по отношению к доллару. Десятки миллиардов долларов, занятых у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российских предприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.

Итогом этих акций стал государственный дефолт от 18 августа 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений граждан, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия как населения, так и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, которые покрываются сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. долл. наличных. Уже более десятка лет ежегодно происходит бегство капитала за границу, Россия стала крупнейшим донором финансового капитала.

В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса. Позитивные сдвиги в экономике выражаются в следующем:

Всё это можно считать признаками того, что экономика России прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов. Во-первых, это резкий взлет мировых цен на нефть и газ, что принципиально улучшило бюджетную ситуацию и создало предпосылки для развития связанных отраслей. Во-вторых, положительный эффект обеспечила обвальная (в 4,5 раза) девальвации рубля, она, с одной стороны, ощутимо повысила доходы российских экспортёров, а, с другой стороны, защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции, создав стимулы к развитию.

Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21–22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20 : 80.

Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:

Отдельный политический и экономический вопрос огромной важности – возможность возвращения в казну ренты на природные ресурсы и основных доходов спиртового оборота, которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупности превышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированного бюджета.

Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным ориентиром в движении ресурсов, если основные ценовые пропорции в экономике резко деформированы. В настоящее время активно обсуждается проблема дальнейшего исправления ценовых диспропорций, которые остались от прошлого времени. Сегодня внутренние цены в отдельных секторах не только приблизились, но и превзошли мировые цены. Производители других секторов стремятся «подогнать» свои цены к мировому уровню. Это относится, прежде всего, к таким отраслям с высокой степенью монополизации, как электроэнергетика, газоснабжение, транспорт, коммунальные услуги, связь.

Однако трудно признать в нынешних условиях подобное давление обоснованным. Основной перекос в ценах был за истекшее десятилетие во многом выправлен, и естественные монополии получили всё, что им полагалось. Дальнейший опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, а тем более, тотальное приближение их на внутреннем рынке к мировому уровню, чреваты для страны не только новым «разгоном» инфляции, но и многими другими серьезными опасностями как в производственной, так и в социальной сфере.

Рынок и рыночные критерии во многих сферах жизнедеятельности не только страны в целом, но и отдельного человека имеют свои пределы, выход за которые ставит под угрозу саму эту жизнедеятельность. В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровню развитых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночной экономике – цена рабочей силы. Российский труд с учётом его квалификации недооценен в несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции в России составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится на уровне 50–60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. И принципиальные возможности её решения есть даже и при существующем уровне производительности труда.

В современной хозяйственной жизни России отсутствует целостная экономическая система, сбалансированная во всех своих составляющих. Например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, он может ориентироваться только лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру. Другая важная проблема – инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения, в результате, с одной стороны, ограничиваются возможности расширения производства, а, с другой стороны, возможности получения дополнительных доходов для населения. Важнейшей экономической проблемой остаются также различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе, которые могут быть весьма значительными.

Социально-экономическая система, которая сложилась к настоящему времени в России, характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, бюрократия препятствует осуществлению реформ и обеспокоена лишь извлечением административной ренты. Не случайно правительство РФ разрабатывает и внедряет мероприятия по дебюрократизации экономики, хотя пока положительного эффекта они не обеспечили.

Устойчивость институтов или «правил игры» является важнейшим фактором роста. Необходимо укрепить нормативно регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования российской экономики. Скудная финансовая основа производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, которые требуют сравнительно небольших финансовых вложений: реструктуризации предприятий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных картелей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпоративного управления.

Особо важную роль в сбалансированном росте играет промышленная или структурная политика. Её долгосрочную цель составляет структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту.

Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом числе наукоёмких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо развивать банковскую систему, которая послужит инструментом перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику надо сочетать с реформами налогово-бюджетной и банковской систем, с использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то в ближайшем обозримом будущем можно ожидать перехода к устойчивому росту. Именно экономической рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате будут обеспечены условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирования накопления человеческого капитала и создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Дайте определение понятия «переходная экономика».

  2. Какие периоды развития хозяйственной жизни общества можно назвать переходными?

  3. Какие процессы в настоящее время обуславливают переходный характер экономики?

  4. Какие государства можно причислить к группе стран с переходной экономикой?

  5. Назовите внутренние и внешние причины краха командно-адми-нистративной (плановой) экономической системы.

  6. Раскройте содержание концепции «градуализма».

  7. Какая экономическая доктрина лежит в основе «шоковой терапии»?

  8. Назовите факторы, определяющие выбор трансформационной концепции.

  9. В чём проявляются закономерности развития хозяйственной жизни стран с переходной экономикой?

  10. Какие этапы можно выделить в переходной экономике России?

  11. Какие первоочередные задачи должны быть решены, чтобы переход к рыночным отношениям был успешно завершён?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Отметьте, какие черты не характерны для переходной экономики:

а) неустойчивость экономического развития;

б) альтернативный характер развития хозяйственных процессов;

в) развитые формы собственности и доходов;

г) историчность.

2. Трансформационный спад – это:

а) падение напряжения в электросети;

б) переход на более низшую ступень экономического развития;

в) уменьшение объёма производства, связанное со сменой экономических отношений в обществе;

г) уменьшение выпуска продукции в отдельной отрасли.

3. В период 1992–1999 гг. проведение политики финансовой стабилизации в России обеспечило:

а) нормализацию инфляционных процессов;

б) необходимое количество денежных средств для ведения интенсивной хозяйственной деятельности;

в) увеличение притока внутренних и внешних инвестиций в производящие отрасли промышленности;

г) создание развитой банковской системы.

4. Экономике в период перехода к рынку присущи такие черты централизованно управляемой экономики:

а) сверхмонополизм;

б) быстрая реализация проектов

конверсии военно-промышленного комплекса;

в) эффективная экономическая защиты природных ресурсов;

г) низкий жизненный уровень.

5. Приватизация государственной собственности в России обеспечила:

а) справедливое распределение национального дохода среди населения;

б) создание среднего класса;

в) условия для резкого повышения эффективности предприятий частной собственности;

г) создание тонкого слоя собственников, которые обладают огромными капиталами.

6. Позитивные сдвиги в экономике России выражаются в следующем:

а) прирост ВВП на 5–6% за год;

б) ликвидация бюджетного дефицита и нормализация обслуживания внешнего долга;

в) существенное оживление наукоёмких производств;

г) опережение темпов роста заработной платы и пенсий над темпами инфляции.