logo search
ЦеноОбразование_курс_лекций кор

11.2. Методы трансфертного ценообразования

Для формирования трансфертных цен ТНК используют различные методы ценообразования. Их делят на три группы:

1. Затратные методы, когда в качестве основы формирования трансфертных цен принимаются издержки:

– метод полных затрат;

– метод маржинальных затрат;

– метод полной стоимости.

2. Рыночные методы, использующие в каче­стве базы трансфертных цен уже сложившийся уровень рыночных цен:

– метод текущих рыночных цен;

– регрессивный метод;

– метод договорных цен.

3. Комбинированные методы, сочетающие преиму­щества затратных и рыночных методов:

– метод технической цепочки;

– метод распределения прибыли;

– договорно-индексный метод;

– метод математического программирования.

Схематично методы трансфертного ценообразования представле­ны на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Система методов формирования трансфертных цен

транснациональных корпораций

При использовании метода полных затрат трансфертная цена определяется исходя из полученной расчетным путем суммы переменных и постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции. Этот ме­тод нашел широкое применение в практике трансфертного ценообра­зования промышленных корпораций из-за следующих достоинств. Во-первых, данный метод относительно прост, так как сведения об из­держках всегда находятся в распоряжении руководства подразделений. Во-вторых, метод не противоречит инструкциям по контролю за цена­ми, требованиям налоговых и таможенных органов. В-третьих, метод полных затрат по сравнению с другими менее трудоемок.

Однако использование данного метода сопряжено с рядом сложно­стей. Полные затраты подразделения-поставщика (подразделение 1), служащие в качестве базы трансфертной цены для подразделения-потребителя (подразделение 2), являются для последнего лишь пере­менными затратами. Если сбытовая цена подразделения 2 за вычетом дополнительных расходов будет меньше трансфертной цены, это вызо­вет нарушение ритмичности внутрифирменного оборота, так как под­разделение 2 (потребитель) перестанет покупать продукцию производ­ственного подразделения 1. Такая ситуация вряд ли будет способствовать оптимизации общекорпоративных результатов.

При установлении трансфертных цен по этому методу полностью игнорируют тот факт, что внутрифирменные отношения в значитель­ной степени обособлены от реальных рыночных цен, не учитывают конъюнктуру рынка. Западная практика показыва­ет, что базой трансфертной цены должны служить фактические затраты. Однако трансферт­ные цены на базе фактических издержек не стимулируют подразделе­ния корпорации к сокращению издержек производства ниже норматива и в результате снижается эффективность их деятельности. Во-вторых, высокие производственные издержки подразделения-поставщика могут отрицательно сказаться на эффективности работы других подразделений корпорации. С другой стороны, использование в качестве базы нормативных издержек может замедлить рост эф­фективности работы подразделений корпорации.

Определенные трудности и противоречия возникают при распре­делении накладных расходов. Ряд специалистов считают, что при установлении трансфертных цен накладные расходы подразделений-поставщиков не должны при­ниматься во внимание, поскольку происходит двойной счет. В резуль­тате трудно определить, выгодно ли самому подразделению корпора­ции производить данную продукцию или лучше приобретать ее на стороне. Другие полагают, что накладные расходы должны рассчиты­ваться в любом случае. Выдвигается и компромиссная точка зрения, согласно которой необходимо выделять накладные рас­ходы подразделений-поставщиков в отдельную статью или же исключить лишь некоторые расходные элементы. В конечном итоге проблема распределения накладных расходов практически не имеет однозначного и оптимального разрешения. В каждом конкретном случае эта проблема решается исходя из кон­кретных условий.

Однако многие ученые и специалисты все же считают более совершенным метод транс­фертного ценообразования на основе маржинальных затрат. Маржи­нальные (предельные) затраты – это изменение суммы общих за­трат, которое является результатом увеличения производства на еди­ницу продукции. Затраты на производство дополнительной единицы продукции могут различаться в зависимости от их связи с изменением мощностей. Если для покрытия планируемой величины спроса на про­дукцию подразделения нет необходимости в увеличении мощностей, то предельные затраты являются постоянными. Если подразделе­ние планирует увеличить выход готовой продукции и это ведет к устойчивому росту спроса на внутрифирменные поставки и увеличению мощностей, то для удовлетворения этого спроса потребуется измене­ние всех элементов издержек производственных подразделений.

Технология трансфертного ценообразования на основе предель­ных затрат следующая. В качестве первоначальной трансфертной цены выступают предельные затраты подразделения-поставщика. Прибав­ляя к этой цене свои предельные затраты, последующее подразделение производственного цикла, выступающее сначала как подразделение-потребитель, получает полные маржинальные затраты. Если данное подразделение имеет представление о величине своих предельных до­ходов, которое оно получит на определенном этапе производственно-сбытового цикла, и эти доходы окажутся равны полным предельным издержкам, тогда данное подразделение достигнет оптимума. При оп­ределенных условиях использование этого метода может привести к достижению оптимальной ситуации для отделений и для кор­порации в целом.

Необходимость учета дополнительных критериев в условиях взаимозависимости подразделений ТНК, ограничений, связанных с объе­мом производства, а также различных вариантов маржинальных дохо­дов и расходов усложняет процедуру трансфертного ценообразования на основе предельных затрат. Ряд специалистов придерживается мне­ния, что трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут да­вать искаженное представление о прибыли подразделений корпора­ции, так как значительная ее часть концентрируется на заключитель­ных стадиях производственно-сбытового процесса.

Некоторые корпорации, пытаясь обеспечить достоверную оценку работы подраз­делений, включают в трансфертную цену накидку на прибыль и возме­щение постоянных затрат. Эффективность такого шага в значительной степени зависит от величины этой накидки. В этом случае трансфертные цены обеспечивают возможность получения подразделениями корпорации дополнительной прибыли, повышающей их экономическую самостоя­тельность. Величина прибыли, включаемая в трансфертную цену, определяется путем распределения общей прибыли корпорации между подразделе­ниями с высокой степенью субъективности. Это может привести к ис­кажению оценки работы подразделений и снижению эффективности деятельности корпорации в целом.

Практика показывает, что метод полных затрат с накидкой на при­быль в последнее время используется все чаще. Трансфертная цена, полученная таким методом, по структуре схожа с рыночной ценой, что согласуется с требованиями налоговых и таможенных органов. Накидки на прибыль обычно устанавливаются в едином жестком про­центе по всем продуктам внутрифирменного оборота, что вызывает два отрицательных последствия. Во-первых, снижаются стимулы у руководства и персонала подразделений, так как при жест­кой накидке на прибыль корпоративная оценка их вклада не зависит от их фактических усилий. Во-вторых, т.к. накидка на прибыль рассчитывается в привязке к затратной базе, подразделения становят­ся заинтересованными в завышении своих издержек. Это ведет к завы­шению трансфертных цен и снижению конкурентоспособности кор­порации на рынке.

Метод полных затрат находит применение не только при поставке продукции одного подразделения другому, но и при продаже лицензий во внутрифирменном обороте. Здесь используются два подхода: 1) еди­новременные выплаты и (или) роялти; 2) разделение между участника­ми сделки издержек на НИОКР на передаваемую технологию и прибы­ли от ее применения.

В первом случае трансфертные цены устанавливаются в зависимо­сти от специфики передаваемой лицензиату технологии, издержек ли­цензиара на разработку технологии и ожидаемой прибыли лицензиата от применения данной технологии. При этом главным критерием опре­деления уровня цены является ожидаемый размер прибыли лицензиата.

В соответствии со вторым подходом трансфертные цены устанав­ливаются пропорционально издержкам участников внутрифирмен­ной сделки при разработке технологии. При этом раздел издержек на НИОКР учитывает степень участия сторон в разработке передавае­мой технологии. В процессе формирования трансфертных цен при продаже лицензии учитываются ожидаемый оборот и прибыль от ис­пользования технологии. Прибыль, включаемая в цену, рассчитыва­ется на основе конкурентной рыночной информации или на основе внутренних критериев корпорации – фактических издержек, оборо­та, прибыли.

В последние годы корпорации, во избежание роста трансфертных цен, сокращают объемы внутрифирменного оборота и передают часть комплектующих независимым поставщикам. При этом происходит переход трансфертного ценообра­зования к рыночным методам.

Наиболее распространенными среди рыночных являются метод текущих рыночных цен, а также метод определения трансфертных цен на основе рыночного стандарта. При использовании последнего в ка­честве базы трансфертной цены принимаются текущие или усреднен­ные рыночные цены на внутрифирменные товары. При отсутствии та­кой информации используются цены аналогов. За базу трансфертных цен принимаются текущие рыночные цены. Усреднен­ные цены применяются в случае, если корпорация не считает нужным нести затраты по сбору текущей ценовой информации.

Использование текущих рыночных цен в качестве ориентира осо­бенно целесообразно при наличии конкурентного рынка промежуточ­ных продуктов корпорации, но применение такого подхода тре­бует соблюдения ряда условий. Подразделение-поставщик должно обеспечивать предложение продукта в объемах, необходимых получателю, по текущей рыночной цене. Если этих поставок недостаточно для удовлетворения потребностей получателя, то для наращивания по­ставок подразделение-поставщик вынуждено приобретать промежуточный продукт на рынке по текущей рыночной цене. Если подразделение-поставщик производит в избытке промежуточный продукт, то излишек может быть продан на внешнем рынке по теку­щей рыночной цене.

Если торговые издержки промежуточного продукта при внутрен­нем трансферте эквивалентны тем, которые возникают при продаже на внешнем рынке, то не имеет значения, где продается товар – на внут­реннем или внешнем рынке.

Если поставщик не сможет долгое время получать доход при теку­щей рыночной цене, тогда для корпорации выгоднее не производить продукт внутри, а приобрести его на внешнем рынке. Если подразделение-получатель не сможет обеспечивать себе устойчи­вые доходы при трансфертах по текущей рыночный цене, оно должно прекратить дальнейшую обработку этого товара, а поставщик должен продавать весь товар на внешнем рынке.

Когда существует конкурентный рынок промежуточного продук­та, рыночная цена используется для того, чтобы поставщик и потреби­тель принимали решения независимо друг от друга, без жестких указа­ний со стороны руководства корпорации. На практике более распро­странена ситуация, когда подразделение-поставщик несет большие расходы при внешних поставках по сравнению с внутренней транс­фертной.

Однако не всегда существу­ют рынки совершенной конкуренции и трансфертный про­дукт может иметь особенности по сравнению с внешним продуктом. Поэтому рыночную цену промежуточного продукта целесообразно использо­вать в качестве ориентира, если все параметры и ус­ловия поставки внутреннего и внешнего продуктов идентичны.

Выбор представительной рыночной цены при формировании трансфертных цен затруднен, если рынок монополизирован. Рыноч­ные цены могут неточно отражать издержки поставщика во внутри­фирменном обороте. В этом случае механический перенос рыночных цен на трансфертное ценообразование приведет к искусственному завышению издержек поставщика и вызовет повыше­ние цен во внутрифирменном обороте. Для исправления подобной ситуации корпорации часто принимают ошибочные решения: например, увеличивают цену конечной продук­ции, что ведет к снижению конкурентоспособности конечной продук­ции корпорации и грозит потерей прибыли. Завышение цены на промежуточную продукцию стимулирует подразделе­ния-получатели к приобретению ее у внешних поставщиков по более низким рыночным ценам, что вызывает сложности с реализацией промежуточной продукции, нарушает внутренние финансовые потоки корпорации.

Таким образом, для успешного использования текущих рыночных цен в качестве ориентира трансфертного ценообразования необходи­мо, чтобы внешний рынок промежуточного продукта был конкурент­ным. В этом случае небольшое превышение спроса над предложением (или наоборот) будет уравновешено покупкой (или продажей) проме­жуточного продукта на внешнем рынке. Совокупный доход корпора­ции в этом случае будет оптимизирован.

Использование метода рыночных цен наиболее эффективно в от­ношении сырья и готовых изделий, так как по этим категориям това­ров имеется конкурентная ценовая информация с открытого рынка. По полуфабрикатам, технологиям, услугам ориентация на рыночные цены практически невозможна из-за недостатка или полного отсутст­вия конкурентной ценовой информации. В этом случае для трансна­циональных корпораций открывается возможность увода прибылей от налогообложения.

Успешное использование рыночных цен в каче­стве базы трансфертных цен возможно при соблюдении следующих принципов:

– подразделение-покупатель корпорации должно иметь возмож­ность приобретения товара, услуги по внутренней трансфертной цене лишь до тех пор, пока продающее подразделение соблюдает правило «добросовестных рыночных цен»; в противном случае подразделение-покупатель должно иметь возможность приобретать товар на внешнем рынке;

– аналогично продающее подразделение должно иметь возмож­ность внешних продаж, если оценивает их как равновыгодные или бо­лее эффективные по сравнению с внутренними.

При соблюдении указанных условий рыночные цены, используе­мые в качестве базы трансфертных цен, обеспечивают ряд преиму­ществ системе внутрифирменных расчетов:

– создают твердую основу для работы отделений (ценовая инфор­мация является доступной и достоверной);

– дают достоверную оценку эффективности деятельности подраз­делений корпорации, так как рыночная цена наиболее приемлема в ка­честве меры учета затрат и прибыли;

– стимулируют материнскую компанию и ее отделения (в основ­ном через прибыль в трансфертной цене) к повышению эффективно­сти работы;

– способствуют созданию внутри корпорации рыночного микро­климата, что повышает ее конкурентоспособность на рынке.

Разновидностью метода рыночных цен является регрессивный ме­тод. В качестве конкурентной ценовой информации здесь используют­ся фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою го­товую продукцию на открытом рынке. Для определения трансфертных цен на промежуточный продукт из фактической рыночной цены произ­водят выплаты, покрывающие издержки и прибыль других отделений. Вычеты производятся по технологической цепочке в обратном порядке.

При использовании ретрогрессивного метода с фактическими це­нами корпорации сталкиваются со некоторыми проблемами. В ТНК с организационной структурой «производственное – сбытовое подраз­деление» необходимо определение наценки сбытового подразделения, величина которой зависит от того, насколько сбытовое подразделение «выкладывается» при продаже товара на открытом рынке. Если оно не­сет существенные расходы на рекламу, маркетинг, содержание диле­ров, то наценка может быть довольно высокой. При незначительных сбытовых расходах наценка, как правило, невелика. Важной задачей является также определение прибыли, закладываемой в трансфертную цену. При выборе решения руководствуются обычно отраслевой нор­мой прибыли, уровнем издержек, объемом товарооборота.

Как показывает современная практика, метод рыночных цен наи­более широко практикуется корпорациями, его применяют более 30% европейских и японских корпораций. Вместе с тем трансфертное ценообразование, базирующееся на рыночных ценах, может приводить к искажению внутрифирменных отношений из-за воздействия стихии рынка на отлаженный корпоративный механизм. Это может стать причиной возникновения противо­речий между материнской компанией и филиалами ТНК. Таким образом, ме­тод рыночных цен не может быть универсальным.

Метод договорных цен следует также отнести к группе рыночных методов формирования трансфертных цен. Суть этого метода состоит в приспособлении рыночных цен к особенностям внутрифирменных отношений. При оформлении внутрифирменных сделок обычно при­держиваются следующих правил:

– партнерам по сделке представляется свобода выбора в реализации или приобретении продукции как у своего отделения, так и на стороне;

– допускается минимальное вмешательство арбитражного коми­тета корпорации;

– стороны обязуются информировать друг друга о возможных альтернативных закупках и продажах.

Использо­вание данного метода сопряжено с рядом негативных моментов и труд­ностей. При договорном подходе выбор цены в значительной степени зависит от личных качеств партнеров, ведущих переговоры. Кроме того, определение договорных трансфертных цен – это весьма дли­тельная процедура со значительными временными потерями и риском возможных конфликтов между партнерами.

При договорном подходе возникает также проблема сбыта. Напри­мер, если в договор включается условие не покупать продукцию у сто­ронников поставщиков, то в случае, если рыночная цена ниже пере­менных затрат своего поставщика, корпорация несет убытки. Во мно­гих случаях выгоднее покупать товар на открытом рынке. В целях экономии руководство корпорации часто предпочитает закупать товар у собственного подразделения. Для повышения эффективности сбытовой деятельности ТНК соз­дают специальные подразделения, которые выступают посредниками при или внутрифирменных закупках и продажах. В настоящее время через подразделения такого рода реализуется около 45% совокупного оборота промежуточной продукции корпораций.

Современная практика трансфертного ценообразования вырабо­тала комбинированные методы, большая часть которых основана на сложных формализованных подходах, что сдерживает их широкое ис­пользование. В современной зарубежной практике известно несколь­ко разновидностей комбинированных методов. Один из них – метод технологической цепочки, предложенный американскими экономиста­ми Д. Дирденом и Р. Энтони. Он объединяет преимущества трансферт­ных цен, базирующихся на рыночных ценах и издержках. Сущность данного метода заключается в том, что подразделение-поставщик передает товары родственному подразделению по рыночной цене, в то время как последнему они обходятся по себестоимости, включающей прямые издержки. Разница покрывается центром за счет корпоратив­ной прибыли. Это позволяет проводить оценку эф­фективности деятельности подразделений на основе реальных рыноч­ных цен и не завышать уровня цены конечной продукции, что неизбежно происходит при реализации полуфабрикатов одним подразделением корпорации другому по ценам, включающим издерж­ки и прибыль. При использовании этого метода возникают сложности с организацией внутрифирменного учета затрат и сумм возмещения, а также проблемы определения рыночных цен на нестандартные полуфабрикаты.

Другой метод, автором которого считается американский эконо­мист У. Комптон, основан на изменении порядка распределения прибы­ли при формировании трансфертных цен методом полной стоимости.

Общая прибыль корпорации в этом случае исчисляется по формуле:

(11.2.1)

где Пк – совокупная прибыль корпорации;

Д – доход от продаж ко­нечного продукта корпорации на рынке;

За, Зb – полные затраты отде­лений а и b.

Распределение корпоративной прибыли осуществляется согласно формулам:

(11.2.2)

где Па – прибыль отделения а;

(11.2.3)

где Пb – прибыль отделения b.

Уровень трансфертных цен на промежуточную продукцию опреде­ляется суммированием издержек и распределенной величины прибы­ли. Применительно к отделению а это выглядит следующим образом:

(11.2.4)

где Цта – трансфертная цена на поставляемые отделением а товары и услуги.

В соответствии с методом другого американского экономиста П. Мэйлендто одновременно используются все три базы трансферт­ных цен – издержки, рыночные цены и договор. Для использования данного метода необходимо соблюдение двух основных условий: обеспечение договоренности между отделениями и установление индекса распределения прибыли. Этот метод называют договорно-индексным. Уровень трансфертной цены по этому методу устанавлива­ется выше полных затрат отделения-поставщика, но ниже рыночной цены. Индекс распределения корпоративной прибыли в этом случае определяется по формуле:

(11.2.5)

где Цт – трансфертная цена;

Inк – индекс распределения корпоратив­ной прибыли;

Цр – рыночная цена.

Если индекс распределения прибыли равен, например 2, это озна­чает, что на каждые 2 долл. прибыли отделения-поставщика транс­фертная цена должна быть на 1 долл. меньше рыночной цены. Индекс устанавливается один раз в год в результате переговоров между отделениями-партнерами и остается неизменным на опреде­ленный срок (до следующих переговоров), что обеспечивает автоматическую корректировку уровня трансфертной цены в зависимости от динамики внутрифир­менных затрат и ценовой ситуации на рынке.

В наибольшей степени формализованным является метод математического программирования. При использовании данного метода трансфертная цена складывается из переменных затрат на производст­во и «программируемой» цены, которая является стоимостной оцен­кой ресурса, показывающей степень его дефицита. Определение «про­граммированных» цен основано на линейных зависимостях. Наиболее высокие трансфертные цены устанавливаются на те товары, которые в состоянии увеличить корпоративную прибыль. Недостатки этого метода связаны со сложностью расчетов и ограниченностью использования, т.к. в реальной жизни не все зависимости носят линейный характер.

Каждый из методов формирования трансфертных цен имеет как преимущества, так и недостатки. Универсального, эффективного в любой ситуа­ции метода трансфертного ценообразования не существует. Определение трансфертных цен тем или иным методом служит начальным этапом их формирования. В процессе функционирования ТНК, как правило, варьируют уровнем рассчитанных трансфертных цен в зависимости от изменяющихся условий и приоритетных постав­ленных целей. Для этого они разрабатывают и реализуют стратегии трансфертного ценообразования.