6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
Подавляющее большинство людей трудоспособного возраста работают по найму. При поступлении на работу они проводят переговоры со своим нанимателем и соглашаются на приемлемую для них заработную плату. Те же люди часто сами выступают в роли нанимателей, например, когда прибегают к услугам няни для своих детей или частного мастера для подключения стиральной машины.
Т.е., все люди участвуют не только в определении цены своего труда, но и цены труда других людей. Главными критериями определения цены труда являются квалификация и напряженность труда, конкуренция среди потенциальных работников, условия труда, уровень и динамика цен на потребительские товары.
Труд есть деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Но для работающего по найму главная цель – иметь источник дохода. Труд работающего по найму есть деятельность, направленная на получение дохода. Цена труда – сложившаяся на рынке величина его оплаты.
В экономической литературе часто используется понятие «рабочая сила» – товар особого рода, продаваемый работником работодателю на определенный срок. В действительности предприниматель (наниматель) покупает именно труд. Рабочая сила как способность к трудовой деятельности входит в более общее понятие – «труд».
Труд – сложное общественное явление. Оно может быть конкретизировано и классифицировано по множеству различных признаков. Можно характеризовать труд как процесс взаимодействия энергии и информации, причем эти две составляющие выражаются в разных единицах измерения. По уровню классификации различают простой и сложный труд, умственный и физический, труд руководителя и исполнителя и т.д. Обобщенную количественную характеристику результатов труда можно дать лишь в деньгах как всеобщем рыночном измерителе.
Человеческий капитал – совокупности реально достигнутых трудовых возможностей отдельного работника, а также всей совокупности работников данного общества в целом. Человеческий капитал – не только характеристика качества труда, он отражает процесс формирования и использования трудового потенциала конкретного работника. Рост человеческого капитала означает увеличение профессиональных знаний и навыков. В условиях научно-технического прогресса совершенствование этих знаний и навыков является основным условием общественного развития. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются в форме расходов на повышение квалификации и профессиональных навыков работников. Эти расходы могут осуществляться самими работниками, а также предпринимателями и государством. Они включают затраты на образование, профессиональную подготовку, переобучение.
Специфика человеческого капитала состоит в его неотчуждаемости от конкретного работника. Работающий по найму продает нанимателю (работодателю) услуги человеческого капитала, но сам этот капитал не может сменить собственника. Человеческий капитал включает как развитые природные способности конкретного человека, так и приобретенные им знания (информацию); его потенциал только приблизительно можно оценить в денежных показателях (измеримы осуществленные в него инвестиции и результаты труда). Различия в человеческом капитале конкретных работников учитываются при дифференциации оплаты их труда на рынке труда. Человеческий капитал формируется как результат усилий самого человека по приобретению им новых знаний и навыков, а также как следствие созданной в обществе системы образования и воспитания.
Труд взаимодействует с двумя другими факторами производства – капиталом и природными ресурсами. Совместно эти факторы производят определенный продукт в рамках предприятия. Этот продукт должен быть распределен между владельцами труда, капитала, природных ресурсов. Потребность в услугах труда со стороны работодателей (нанимателей) формирует спрос на труд. С другой стороны, стремление для потенциального работника иметь доход определяет предложение труда. Совокупность работодателей и потенциальных работников и взаимоотношений между ними образует рынок труда.
Соотношение спроса на труд и его предложения формирует цену труда. Как и на прочих рынках, на рынке труда заключаются сделки купли-продажи, определяются рыночные потребности и цены. В то же время рынок труда обладает существенной спецификой, отличающей его от рынков товаров и капиталов. Во-первых, объектом купли-продажи на данном рынке является будущее использование труда покупателем.
Во-вторых, работодатель приобретает результаты труда, а работник – доход в виде заработной платы. На конкурентном рынке труда должен иметь место эквивалентный обмен труда на заработную плату. Но работодатели часто оказываются в монопольном положении и способны устанавливать заработную плату работников ниже прожиточного минимума. Поэтому рынок труда обязательно регулируется государством, которое определяет минимальный размер заработной платы, а также организует взаимодействие трех сторон: государства, союзов предпринимателей и профсоюзов.
Рынок труда имеет сложную структуру, состоящую из развитого законодательства, служб занятости, осуществляющих программы переобучения работников, социальных фондов, в том числе фондов помощи безработным и их семьям. Отношения между субъектами рынка труда более регламентированы по сравнению с субъектами прочих рынков.
На рынке труда определяется, во-первых, общий объем заработной платы в экономике и ее доля в ВВП, во-вторых, общий объем занятости.
Важнейшими ценообразующими факторами на рынке труда, определяющими его цену, являются:
соотношение спроса и предложения;
конкуренция продавцов и покупателей;
уровень жизни работающей части населения;
государственное регулирование.
В основе механизма рынка труда лежит действие закона спроса и предложения. Однако в данном случае проявление этого закона имеет существенную специфику. На рынке труда имеет место не просто взаимоувязка спроса и предложения, а процесс согласования интересов работодателей и работников. Число желающих работать по найму может изменяться в зависимости от изменений цены труда, но существенное значение имеют близость организации (предприятия) от места жительства, комфортность, престижность, социальные льготы.
В свою очередь, на уровень спроса на труд со стороны работодателей большое влияние оказывают не только ожидания изменений хозяйственной конъюнктуры, но и перспективность работника, оценка его потенциальных возможностей профессионального роста.
Рыночный механизм при ценообразовании на труд:
1) обеспечивает достижение равновесия спроса на труд и его предложения по объемам и структуре;
2) определяет условия конкуренции между работниками за рабочие места, а также между работодателями за необходимые им качественные параметры услуг труда;
3) устанавливает цену труда, приемлемую как для работников, так и для работодателей.
Заработная плата является доходом, приносимым трудом как фактором производства. Заработная плата выплачивается работодателем работающему по найму. В качестве работодателя могут выступать частные предприниматели, общественные организации, граждане и государство. Заработная плата одновременно является элементом издержек производства и в этом своем качестве оказывает влияние на уровень цен всех производимых товаров.
В развитых странах заработная плата составляет около 70% совокупных доходов населения. В Украине эта доля не превышает 40%. Доход, получаемый в виде заработной платы, должен обеспечивать не только первичные потребности человека в пище, одежде и жилье, но и его интеллектуальное и духовное развитие, а также содержание его семьи.
Для работодателей заработная плата представляет основную часть их совокупных расходов на найм работников. В эти расходы входят также взносы работодателей на социальное страхование, за счет которого выплачиваются пособия и пенсии на случай болезни работников, утраты ими трудоспособности, утери работы, а также для выплаты пенсий по старости.
Цена труда складывается под воздействием спроса и предложения и оказывает обратное воздействие на них. Рост заработной платы может привести как к увеличению объема предлагаемого на рынке труда, так и к его уменьшению.
Увеличение предложения труда на рынке вследствие роста цены труда обусловливается стремлением работников предпочесть высокий заработок дополнительному досугу. Это явление называется эффектом замещения.
Работники, накопившие вследствие своих высоких заработков денежные ресурсы, могут предпочесть дополнительный досуг. Это явление называется эффектом дохода.
Работодатели, действующие в рыночном секторе экономики, самостоятельно определяют системы труда. В бюджетном секторе действуют унифицированные для всех организаций системы оплаты труда, т.е. определения его цены. Особые системы оплаты труда применяются для работников бюджетных учреждений, включая государственных служащих.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»