7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
Роялти представляет собой оплату права использовать промышленную собственность, а не разработку технологии или оплату услуг. Это – инструмент распределения дохода между лицензиаром и лицензиатом. Распределение дохода зависит от уровня прибыли лицензиата. Поэтому ставка роялти должна определяться с учетом предполагаемой доходности использования новой технологии. При определении ставки роялти следует учитывать объем производства и время осуществления платежей.
Паушальная сумма роялти представляет собой капитализированную ставку текущих платежей. Текущие платежи позволяют распределить риск между лицензиатом и лицензиаром. Ставка роялти зависит также от предоставляемых лицензиаром дополнительных преимуществ: эксклюзивного права использования, расширения территорий использования, товарных знаков, доступа к рынкам.
К оценке стоимости технологии обычно пытаются подойти с точки зрения затрат лицензиара на ее разработку или возможных издержек лицензиата на создание альтернативной технологии. Однако, заинтересованность лицензиата в покупке технологии не связана с затратами лицензиара, а обусловлена выгодами, которые принесет сделка. Поэтому определять роялти наиболее целесообразно исходя из доли лицензиара в прибыли лицензиара. Это означает, что оплата лицензии должна производиться на основе предполагаемого конечного результата ее использования.
Формирование ставок роялти (СР) обычно основывается на формуле, зависящей от цены продаж или выручки, например:
СР = Плр / Цтп (7.3.1)
где Плр – прибыль лицензиара (выплаты лицензиару);
Цтп – продажная иена товара.
Данное выражение можно преобразовать следующим образом:
СР = (Плр / Плт) • (Плт / Цтп) (7.3.2)
где Плт – прибыль лицензиата;
или
СР = ДлрПлт • Плте.т. (7.3.3)
где ДлрПлт – доля лицензиара в прибыли лицензиата;
Плте.т. – прибыль лицензиата на единицу проданного товара.
Таким образом, лицензиат, который может определить предполагаемую прибыль на единицу проданного товара, в состоянии рассчитать долю лицензиара в своей прибыли при любой предлагаемой ему ставке роялти. Размер ставки не позволяет определить степень участия лицензиара в прибыли лицензиата, которая зависит от рентабельности его предприятия. Это особенно важно, если прибыль лицензиата сокращается. Обычно лицензиат имеет низкую прибыль на этапе освоения производства или в условиях острой конкуренции. Поэтому высокие ставки роялти применимы только в потенциально высокоприбыльных отраслях. Если лицензиар производит капиталовложения в предприятие лицензиата, это также должно найти свое отражение в оплате технологии, так как кроме роялти, лицензиар должен получить и некоторую долю прибыли.
Получение роялти путем участия в выручке от продажи особенно выгодно лицензиару при низкой прибыльности предприятия лицензиата. В этих условиях лицензиату следует либо добиваться отсрочки выплаты роялти на период освоения производства, либо договариваться об относительно низкой ставке в первые несколько лет с ее компенсационным повышением при увеличении прибыли. Такие договоры обычно распространены в отраслях высоких технологий. И наоборот, в сборочных производствах нормальный уровень прибыли может быть получен быстрее. Поэтому с самого начала возможно применение фиксированных ставок роялти.
Наименее привлекательной формой роялти является паушальная оплата, поскольку она не связана с прибыльностью использования научной разработки лицензиатом.
Трудности применения предложенного расчета ставок роялти могут быть связаны с проблемой оценки прибыльности вследствие недоступности информации (коммерческая тайна). В этом случае ее следует заменить показателем рентабельности по предприятию, группе предприятий или отрасли в целом. Предпочтительным является ранжирование отраслей промышленности (таблица 7.1.) в зависимости от размера прибыли лицензиата на единицу проданного товара и ставки роялти.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»