8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
Для украинских банков немаловажное значение имеет изучение зарубежной практики ценообразования на банковские продукты и оценка перспектив возможного применения наиболее эффективных из них, соответствующих потребностям развития рынка. Процесс развития банковского ценообразования в западных странах прошел ряд последовательных этапов: от использования традиционных способов до сложных моделей, ориентированных на формирование банковской прибыли. На базе американского опыта все многообразие способов определения цен на основные банковские продукты можно распределить на три группы по принципу их ориентации (рис. 8.1).
Модели ценообразования на основные виды банковских продуктов |
| |||
|
|
| ||
Ценообразование на кредиты |
| Ценообразование на депозиты | ||
|
|
| ||
| Ценообразование с ориентацией на прибыль |
|
Рис. 8.1. Классификация моделей банковского ценообразования
При установлении платы за кредит банк заинтересован в ее высоком уровне, чтобы обеспечить себе достаточную прибыль, покрыть затраты и компенсировать возможные риски, связанные с трудностью определения финансовых возможностей заемщика с учетом временного лага возврата кредита. Но дорогой кредит может отпугнуть клиентов, и они будут изыскивать другие пути получения средств. Сдерживающим фактором при определении верхней границы цены на кредитные ресурсы выступает конкуренция, которая на кредитном рынке обычно бывает достаточно высокой. Поэтому возможности завышения процентной ставки по кредиту обычно ограничены общей рыночной ставкой.
Зарубежная банковская практика выработала различные способы установления процентной ставки по кредитам, среди которых выделяются три основных направления.
1. Модели, ориентированные на условия кредитования:
- метод «издержки плюс»;
- модель на основе ставки «прайм-рейт».
2. Модели с частичной ориентацией на состояние финансового рынка:
- модель плавающей ставки «прайм-рейт +»;
- модель плавающей ставки «прайм-рейт х»;
- модель максимальной ставки «кэп».
3. Модели, базирующиеся на ставках финансового рынка:
- на базе ставки ЛИБОР;
- на базе ставок денежного рынка.
Установление платы за кредит по методу «издержки плюс» аналогично широко распространенному способу формирования цен на любые товары и услуги. Полученная в результате расчета процентная ставка используется как базовый вариант для определения конкретной платы за кредит. Цена кредита в этом случае состоит из четырех компонентов (рис. 8.2).
| Издержки банка | + | Надбавка |
| |||
|
|
| |||||
Стоимость привлечения средств | Операционные расходы | На покрытие риска | На формирование прибыли |
Рис. 8.2. Формирование цены кредита по методу «издержки плюс»
Внешняя простота этого метода несколько обманчива. Эффективное его применение возможно лишь при наличии хорошо поставленного учета операционных расходов. Недостатком метода является возможность возникновения определенные трудности, связанных с конкуренцией на кредитном рынке (т.к. метод строится на учете внутрибанковских факторов и не рассматривает рыночную ситуацию).
Усиление этой конкуренции в 30-х годах ХХ в. привело к установлению унифицированной ставки по кредиту, называемой «прайм-рейт», которая применялась для выдачи краткосрочных кредитов наиболее солидным клиентам. Такая ставка, как наименее рискованная, устанавливалась на самом низком уровне и поэтому стала использоваться как базовая при определении цены кредитов для всех других клиентов. Сама базовая ставка «прайм-рейт» представляет собой минимальный уровень платы за кредит, рассчитываемый как сумма средних затрат банка и нормы банковской прибыли, но без учета надбавки за риск, который считается при обслуживании первоклассных клиентов маловероятным. Для остальных клиентов процентная ставка по кредиту будет включать кроме базовой ставки еще надбавку, предназначенную для покрытия двух видов риска (рис. 8.3): первый связан с вероятностью невозвращения заемщиком полученной ссуды, второй обусловлен длительностью кредита (чем длиннее его срок, тем больше вероятность неблагоприятных изменений рыночной ситуации и финансового положения заемщика).
| Базовая ставка «прайм-рейт» | + | Надбавка за риск |
| |||
|
|
| |||||
Средние издержки | Норма прибыли | Невозвращения кредита | Срочности кредита |
Рис. 8.3. Формирование цены кредита на основе ставки «прайм-рейт»
Базовую ставку «прайм-рейт» определяют различные банки, а преобладающей считается самая распространенная ставка, объявляемая крупнейшими банками – «денежными центрами».
Интенсивное развитие фондового рынка привело к появлению очередного конкурентного фактора банковского бизнеса в области привлечения денежных ресурсов. В то же время сам этот рынок явился полем для расширения деятельности банков, которые стали активными его участниками. Инфляционные процессы привели к неустойчивости процентных ставок. Все это способствовало применению новой модели плавающей ставки «прайм-рейт» в двух вариантах (рис. 8.4).
Различие двух вариантов расчета плавающей ставки «прайм-рейт» приводит к получению различных результатов, а значит, и установлению разной платы за кредит. При базовой ставке 12% и надбавке, установленной банком в размере 2%, кредитная ставка по модели «прайм-рейт +» составляет 12 + 2 = 14%, а по модели «прайм-рейт х» определяется в размере 12 • 1,2= 14,4%. Допустим, что в связи с изменениями, произошедшими на финансовом рынке, базовая ставка возросла на 3%. С учетом изменений мы получим следующие результаты расчетов платы за кредит с использованием разных вариантов расчета плавающей ставки «прайм-рейт»:
по варианту «прайм-рейт +»: 12 + 3 + 2 = 17%,
по варианту «прайм-рейт х»: 12 + 3 • 1,2 = 17,6%.
Второй вариант расчета приводит к большему росту процентной ставки, однако в случае снижения базовой ставки «прайм-рейт» дает и более низкий результат по сравнению с первым вариантом. Например:
по варианту «прайм-рейт +»: 12 – 3 + 2 = 11%,
по варианту «прайм-рейт х»: 12 – 3 • 1,2 + 2 = 10,4%.
Вариант 1: «прайм-рейт +»
Базовая ставка «прайм-рейт» | + | Изменение ставки «прайм-рейт» | + | Надбавка |
Вариант 2: «прайм-рейт х»
Базовая ставка «прайм-рейт» | + | Изменение ставки «прайм-рейт» | х | Надбавка |
Рис. 8.4. Модели плавающих ставок «прайм-рейт +» и «прайм-рейт х»
Таким образом, при использовании расчета плавающей ставки «прайм-рейт» по методу «прайм-рейт х» конкретные процентные ставки за кредит оказываются более чувствительными к изменениям финансового рынка, чем при методе «прайм-рейт +».
Но возможность резкого колебания ставок на финансовом рынке привела к появлению разновидности плавающей ставки «прайм-рейт», называемой ставкой «кэп». Отличие этого метода формирования цены кредита состоит в установлении верхнего уровня роста базовой ставки. Так, если при расчете платы за кредит по варианту «прайм-рейт +» банком вводится лимит роста базовой ставки в размере 5%, то максимальная ставка «кэп» для заемщика составит 19% (12 + 5 + 2), даже если рыночные ставки в период пользования кредитом составят и большую величину, допустим 1%.
Использование ставки «кэп» более удобно для клиента, так как дает ему уверенность в том, что расходы по оплате заемных ресурсов не превзойдут некоторой фиксированной величины, ограниченной установленным лимитом роста базовой ставки. У банка могут возникнуть сложности при длительном периоде высоких рыночных ставок. В этом случае процентный риск переходит от заемщика к кредитору, который при этом теряет часть своих доходов, а заемщик получает выгоду за счет оплаты лимитированной ставки.
Последующее развитие ценообразования на банковские продукты привело ко все большему использованию при формировании цен на кредиты ставок финансового рынка. Этому способствовал процесс интернационализации банковских систем, в результате чего иностранные банки получили доступ на внутренние кредитные рынки. В этот же период получил свое развитие евровалютный рынок, на котором крупнейшие американские банки – «денежные центры» – стали проводить кредитные операции. Так как центром мирового рынка евродолларов является Лондон, процентный доход по ним тесно связан со ставкой ЛИБОР (LIBOR – Лондонская межбанковская ставка предложения по краткосрочным евродолларовым депозитам). Постепенно появилась новая модель формирования процентной ставки за кредит (рис. 8.5).
Появлению следующей модели определения платы за кредит в основном способствовали два обстоятельства, значительно усиливших конкуренцию на кредитном рынке. Прежде всего, интенсивное развитие фондового рынка, особенно его сегмента, связанного с торговлей краткосрочными ценными бумагами крупных корпораций, которое обеспечивалось наименьшим воздействием со стороны регулирующих органов, создавало дополнительную конкуренцию рынку банковских продуктов.
| База – ставка ЛИБОР | + | Надбавка |
| ||
|
|
|
| |||
| На покрытие операционных расходов | На покрытие рисков | На формирование прибыли |
Рис. 8.5. Модель цены кредита на базе ставки ЛИБОР
Вторым обстоятельством явилось проведение агрессивной политики иностранными банками на американском рынке, которые предоставляли кредиты по крайне низким ставкам, близким к стоимости привлечения ресурсов. Все это вынудило многие банки изменить процесс формирования процентной ставки по кредитам, что воплотилось в новой ценовой модели, представленной на рис. 8.6.
| База – ставка денежного рынка | + | Надбавка |
| ||
|
|
|
| |||
| На покрытие операционных расходов | На покрытие рисков | На формирование прибыли |
Рис. 8.6. Модель цены кредита на базе ставок денежного рынка
Главное ее отличие заключается в использовании другой базы формирования платы за кредит – вместо ставки ЛИБОР в ней применяются наиболее популярные ставки внутреннего денежного рынка. В результате уровень цены кредита получается ниже, чем по модели на базе ставки ЛИБОР или «прайм-рейт», откуда и произошло одно из ее названий – ставка ниже «прайм-рейт». При этом более низкое значение платы за кредит образуется не только за счет разной базы формирования цены, но и за счет невысокого размера включаемой в нее надбавки, так как кредиты по таким ставкам предоставляются только заемщикам с высоким кредитным рейтингом.
Таким образом, современный кредитный рынок США по уровню оплаты кредитов и способам формирования цен на них разделился на два уровня:
– первый включает кредиты крупным предпринимательским фирмам, цена на которые, рассчитанная на базе ставок денежного рынка, формируется на минимально низком уровне;
– второй – это кредиты мелким и средним фирмам с более высоким уровнем платы, определяемой исходя из базовой ставки ЛИБОР или «прайм-рейт» и надбавки, предусматривающей более высокие выплаты за кредитный риск.
Использование низких ставок по категории солидных заемщиков может уменьшить банковскую прибыль, однако такие кредиты значительно снижают риски потерь. К тому же банк рассчитывает на заинтересованность крупных клиентов в потреблении и других его услуг, что способствует установлению прочных связей «банк-клиент» и позволяет достичь выгодности этих взаимоотношений.
Цены на депозиты также оказывают влияние на уровень банковских издержек. Решение вопроса о величине оплаты банком заемных средств, привлеченных в форме депозитов, осложняется проблемой сочетания интересов двух сторон сделки. Клиенты заинтересованы в высоком уровне процентных ставок по депозитам, а банк стремится к их снижению, так как это позволяет добиваться повышения прибыльности его функционирования.
Рынок депозитных услуг является высококонкурентным, т.к. эти услуги предлагаются различными кредитными организациями. Кроме того, клиенты могут использовать альтернативные варианты вложения своих средств в доходные активы, например на фондовом рынке. Это приводит к формированию определенного уровня рыночной цены депозитов. Если банк хочет привлечь и удержать своих клиентов, он должен предложить им, по крайней мере, ставку по депозитам на уровне общерыночной или даже выше. Ориентация при установлении цен на их общерыночный уровень представляет собой наиболее распространенный метод ценообразования, традиционно используемый фирмами, реализующими товары и услуги на рынках с высокой степенью конкуренции. Поэтому метод определения цен на депозиты на основе рыночных процентных ставок является одним из основных для банков.
Другие варианты формирования платы по депозитным услугам представляют собой сочетание различных уровней цен по депозитам и недепозитным услугам для достижения банком поставленных целей. Среди таких стратегий ценообразования следует выделить следующие:
– стратегия проникновения на рынок;
– «условное» ценообразование;
– клиентское ценообразование.
Установление цен, привлекательных для покупателей, не является принципиально новым подходом в ценообразовании. Поэтому для проникновения на рынок банк устанавливает высокие процентные ставки на депозиты, превышающие их рыночный уровень, и низкие тарифы комиссионных на выполнение различных операций, стараясь привлечь этим возможно большее число клиентов. Такой метод ценообразования обычно используется в период быстрого роста рынка, когда банк старается завладеть его большей частью. Эта политика банка может оправдать себя по следующим причинам.
Во-первых, наличие в банке постоянного депозита чаще всего приводит к установлению прочных взаимоотношений банка и клиента, который начинает пользоваться все большим кругом предлагаемых банком услуг. Во-вторых, клиенты менее чувствительны к изменению процентных ставок по депозитам, чем к уровню ставок по другим финансовым инструментам. К тому же для клиента очень часто большее значение имеют сопутствующие обстоятельства (например, удобство расположения банка, доброжелательная манера обслуживания и уровень квалификации его персонала, разнообразие предлагаемых услуг), чем уровень ставок по депозитам и оплаты других услуг.
Низкий уровень цен, на котором базируется метод проникновения на рынок, применяется лишь на период времени, необходимый для завоевания прочного положения на рынке, а затем цены могут быть повышены, что, как правило, уже не приводит к массовому оттоку клиентов по упомянутым выше обстоятельствам.
В отличие от стратегии проникновения на рынок, ограниченной определенным временным интервалом, «условное» ценообразование может использоваться постоянно. Эта стратегия может применяться не только при установлении цен на депозиты, но и по другим банковским операциям. Уровень оплаты клиентами банковских услуг при этом поставлен в зависимость от какого-либо фактора (условия). Например, оплата клиентом обслуживания его текущего счета может быть увязана с числом проведенных операций: чем больше их будет, тем выше размер оплаты.
Другим фактором может стать средний остаток средств на счете. Банк может осуществлять бесплатное обслуживание счета, если остаток средств на нем превышает установленный минимальный уровень. Такая дифференциация цен (оплата операций по счету при несоблюдении лимита и бесплатное обслуживание при его превышении) выгодна для банка по двум причинам. С одной стороны, это позволяет привлечь для обслуживания крупных клиентов, а с другой, – сосредоточить за счет неснижаемого остатка довольно значительные суммы, которые находятся практически в постоянном распоряжении у банка, но не оплачиваются им как срочные депозиты. Именно эти два обстоятельства и позволяют обеспечить «бесплатность» операций по счету.
Срок вклада – это традиционный фактор дифференциации цен. Чем более длительный период средства клиента находятся в банке, тем большую ставку по депозиту он оплачивает, так как при этом средства клиентов могут более эффективно использоваться, например, за счет предоставления долгосрочных кредитов, которые приносят банку больший доход.
Стратегия клиентского ценообразования основывается на разделении всех клиентов на две группы в зависимости от получаемых ими доходов:
– высокодоходные клиенты составляют наиболее выгодную группу для обслуживания их банком, так как они располагают большими денежными средствами, которые проходят через банк;
– клиенты с низким уровнем доходов, гораздо менее желательные для банка ввиду того, что их депозиты отличаются небольшими размерами и большим количеством операций.
Исходя из различной заинтересованности банка в обслуживании этих групп клиентов, он проводит определенную политику при определении уровней цен. Для высокодоходных клиентов, которые открывают счета на большие суммы и могут пользоваться многочисленными услугами банка, устанавливаются высокие процентные ставки по депозитам и заниженные тарифы по обслуживанию. Противоположную позицию занимает банк по отношению к группе низкодоходных клиентов. Для них устанавливаются невыгодные цены – низкие по депозитам и высокие тарифы по обслуживанию. Таким образом, банк стремится сократить число клиентов этой группы либо совсем от них избавиться. При этом кроме целенаправленной ценовой политики банки могут применять и другие способы сокращения спроса со стороны низкодоходных клиентов, например увеличение лимита минимального остатка средств на счете, ограничение числа проводимых за определенный период времени операций и др.
В целом, используя различные варианты дифференциации цен на депозиты и другие операции по обслуживанию клиентов, банк может решать ряд проблем:
– увеличивать прибыль за счет роста разрыва между ставками по кредитам и другим операциям, с помощью которых формируется доход банка, и ставками по депозитам, уровень которых влияет на банковские расходы;
– воздействовать на решение клиентов о размере и виде депозитов, создавая при этом свою клиентскую базу;
– формировать объем и структуру депозитов, выбирая наиболее выгодные их параметры в соответствии с поставленными целями функционирования банка;
– добиваться расширения своей ресурсной базы для реализации целей роста.
В современных условиях западного рынка дифференцирование цен по депозитам используется в большей степени для сохранения и увеличения прибыльности банка, чем для привлечения новых клиентов и борьбы с конкурентами, тем более что потребителями новых депозитов, как правило, становятся клиенты, которые уже имеют вклад в банке.
Последняя группа методов банковского ценообразования основана на одновременном формировании платы по кредитам, депозитам и другим банковским операциям для получения банком максимального (желаемого) размера прибыли. В этой группе можно выделить два основных направления:
– ценообразование по предельным издержкам и доходам, с помощью которого банк может определить наиболее выгодный уровень ставок по депозитам и кредитам;
– ценообразование по доходности клиента – это относительно новое направление в формировании цен на банковские услуги, которое имеет своей целью получение прибыли от обслуживания конкретных клиентов.
Ценообразование по предельным издержкам и доходам основывается на проведении рыночных исследований поведения потребителей в зависимости от уровня предлагаемых банком ставок по привлекаемым ресурсам и предположении о наиболее вероятном размере ставки, по которой эти средства могут быть использованы банком для извлечения дохода.
Например (табл. 8.2.), если банк повышает процентные ставки по депозитам, то покупательский спрос на них расширяется. Допустим, по проведенным исследованиям рынка банк предполагает увеличение объема привлеченных средств за счет роста процентных ставок по депозитам (гр. 1 и 2). Уровень цены предложения на кредитные продукты определяется исходя из прогнозируемых общерыночных ставок в размере 12%. Эту величину можно рассматривать как норму предельного дохода, которая равна предполагаемой процентной ставке размещения банковских ресурсов на рынке (гр. 6).
Норма предельных издержек рассчитывается как отношение суммы предельных издержек (гр. 4) к сумме дополнительно привлеченных средств по следующей ставке, которая с переходом от одного уровня ставки к другому составляет одну и ту же величину, равную 30 тыс. грн.
При ставке привлечения, равной 9%, нормы предельных издержек и предельного дохода совпадают. После этой ставки наблюдается снижение прибыли, хотя продолжается рост доходов при увеличении объема привлеченных средств. На основании полученных результатов банк может сделать выбор наиболее приемлемых для максимизации прибыли процентных ставок привлечения (9%) и размещения (12%) своих ресурсов. Банк может наращивать доходы и прибыль за счет расширения депозитной базы лишь до определенного предела. Дальнейший рост ресурсной базы невыгоден банку, так как ведет к снижению дополнительных доходов и прибыли.
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»