Распределение размера надбавки по классам кредитов
Таблица 8.4.
Рейтинг | Размер надбавки по отдельным составляющим, % | |||
Операционные расходы | Риск заемщика | Риск кредита | Прибыль | |
II класс | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,2 |
II класс | 0,7 | 2,6 | 2,4 | 0,5 |
III класс | 1,1 | 3,3 | 3,2 | 0,9 |
Используя данные табл. 8.4, можно рассчитать размер надбавки по каждому конкретному кредиту в зависимости от его принадлежности к определенному классу путем суммирования соответствующих коэффициентов. При этом кредит может классифицироваться разными рисками по категории заемщика и по категории кредита. Например, кредит может быть отнесен к I классу по риску заемщика, но ко II – по самому кредитному риску. Тогда в общий итог могут включаться значения коэффициентов по операционным расходам и прибыли либо по более высокому классу, либо по менее высокому в зависимости от отношения банка к клиенту. Менеджеры могут предусмотреть и промежуточные значения коэффициентов для таких случаев. Если принять в расчет более жесткий подход к установлению цены на кредит, предполагая, что предстоящий кредитный проект несет в себе большие риски, то общий размер надбавки составит: 0,7 + 0,1 + 2,4 + 0,5 = 3,7%. Если в это время внутренняя ставка денежного рынка будет иметь значение 20%, то ставка по кредиту составит 23,7%.
К преимуществам использования плавающей ставки по кредитам относятся такие факторы:
– колебания базовой ставки носят независимый характер и отражают рыночные изменения, поэтому и кредитор, и заемщик находятся в одинаковом положении по отношению к внешним факторам;
– банк может через устанавливаемый размер надбавки проводить определенную кредитную политику. При этом количество выделяемых классов может быть сколь угодно расширено, если банк желает более подробно учитывать влияние различных факторов на степень рискованности кредитования.
Метод банковского ценообразования на кредиты с использованием плавающей базы наиболее приемлем для украинских коммерческих банков с учетом их переориентации на обслуживание реального сектора экономики. Он будет способствовать не только укреплению устойчивости и повышению прибыльности самих банков, но и более активному функционированию предпринимательских структур, действующих в производственной сфере.
В отличие от кредитов все остальные продукты, оплачиваемые процентом, составляют банковские издержки, и цены на них представляют собой оплату привлеченных ресурсов. Установление цен на кредиты носит в большей степени индивидуальный характер, и далеко не всегда банки раскрывают свои подходы к формированию этих цен. Только в целях рекламы и привлечения новых клиентов для обслуживания коммерческие банки провозглашают уровень процентных ставок по кредитам, но эти цены можно рассматривать лишь как базовые для начала переговоров о назначении конкретной ставки.
Уровень депозитного процента зависит от рыночных ставок привлечения ресурсов и от необходимости использования источника привлечения дополнительных ресурсов. Если влияние внутреннего фактора не слишком велико, то назначаемые банком ставки по депозитам практически не отличаются от среднего уровня депозитных ставок, сложившихся на данный момент на рынке. При большей заинтересованности банка в средствах клиентов он вынужден устанавливать более высокие, привлекательные ставки.
Применение в отечественной практике тарифов и комиссионных при оплате так называемых посреднических услуг, связанных с обслуживаем клиентов по различным направлениям, носит смешанный характер. Нет четко установленных границ применения этих разновидностей цен; тарифы, и комиссионные могут применяться по одним и тем же видам банковских продуктов. Однако фактически это два самостоятельных вида цен, основное различие которых состоит в способе расчета уровня цены.
Тарифы, устанавливаемые в фиксированной сумме, в большей степени тяготеют к уровню затрат, связанных с обслуживанием клиента. В связи с этим использование затратных методов ценообразования здесь вполне приемлемо. Например, операции по открытию счетов представляют собой набор стандартных действий, которые осуществляет сотрудник банка. Провести расчет затрат по этой операции нетрудно, и их зависимость от суммы денег невелика. То же можно отметить и по таким услугам, как выдача пластиковых карт, предоставление клиентам сейфов для хранения ценностей и т.д.
В настоящее время объем банковских услуг, оплата которых проводится в форме тарифов, довольно невелик. Так, иногда назначаются тарифы на оплату операций по ведению счетов в расчете на год исходя из среднегодовых затрат. Такой подход далеко не всегда оправдан, так как количество операций по каждому счету может значительно варьироваться, и оплата их может не покрыть действительно произведенных затрат. Поэтому более логично разрабатывать в этом случае более конкретизированные тарифы по отдельным видам проводимых операций по счету.
Более широко используемые комиссионные вознаграждения имеют жесткую взаимосвязь с теми суммами денег, которые банк обрабатывает: переводит на другие счета, пересчитывает наличные деньги, осуществляет другие операции с деньгами или другими ценностями по поручению клиентов. Оплата этих действий в форме комиссии означает, что уровень цены увязан с оперируемой суммой денег. Применение такой оплаты объясняется принятием рисков при совершении операций с деньгами. Поэтому чем большая сумма денег подлежит обработке, тем выше будет оплата таких операций, так как она устанавливается как процент от общей суммы.
В целом банковское ценообразование в Украине находится в стадии становления, и процессы формирования цен на банковские продукты требуют дальнейшего развития и совершенствования. Многие украинские коммерческие банки все больше ощущают потребность в применении на практике основных подходов банковского менеджмента, составным элементом которого является ценовая политика, позволяющая банку добиться эффективного функционирования и стабильного положения на рынке.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие функции выполняет процент как основной вид цены на кредитные продукты?
2. Обоснуйте влияние внешних факторов на формирование процентов по кредиту на современном этапе. Какие тенденции складываются в последний период в изменении уровней этих цен?
3. Как классифицируются внутренние факторы, воздействующие на уровень устанавливаемых кредитором процентов?
4. Охарактеризуйте разнообразие цен, используемых коммерческими банками по своим продуктам.
5. Как развивалось ценообразование на кредитные услуги в практике зарубежных банков и какую тенденцию в этом процессе можно выявить?
6. В чем отличие процессов формирования цен на депозиты от установления цен на кредиты. Какие способы при этом используются банками?
7. Какие подходы в ценообразовании на предоставляемые услуги выработаны и используются зарубежными банками в последнее время?
8. В чем состоит суть модели определения цены на кредит на основе средней процентной ставки?
9. На основе каких критериев могут проводить свою ценовую политику банки?
10. Каковы преимущества и перспективы использования модели плавающей процентной ставки в деятельности российских коммерческих банков?
Литература:[1,1,4,13,14,16]
- Министерство аграрной политики украины
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Теоретические основы ценообразования
- 1.1. Понятие ценности
- 1.2. Стадии возникновения ценности
- 1.3. Факторы образования ценности
- 1.4. Соотношение спроса и предложения
- 1.5. Современные условия формирования ценности
- Тема 2. Цены в современной экономике
- 2.1. Система цен
- 2.2. Методы ценообразования
- Формирование цены по методу полных издержек, грн.
- Формирование цены по методу стандартных (нормативных) издержек, грн.
- Формирование цены по методу прямых издержек, грн.
- Ценовые методы стимулирования продажи товаров
- Тема 3. Ценовая политика компании и выбор ценовой стратегии
- 3.1. Ценовая политика компании
- 3.2. Ценовые стратегии и условия их выбора
- Взаимосвязь стратегий ценообразования
- 3.3. Технология формирования ценовой стратегии
- Характер негативных последствий в случае принятия ценовых решений по неполной информации
- 3.4. Основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации
- Тема 4. Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг
- 4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
- 4.2. Розничные цены на потребительском рынке
- 4.3. Свободные цены на потребительском рынке
- 4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
- 4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги
- Тема 5. Ценообразование на рынке недвижимости
- 5.1. Система цен на рынке недвижимости
- 5.2. Факторы оценки недвижимости
- 5.3. Подходы и методы определения ценности недвижимости
- Тема 6. Ценообразование на рынке труда
- 6.1. Общая характеристика рынка и цены труда
- 6.2. Предложение на рынке труда и его влияние на цену труда
- 6.3. Влияние на рынке спроса на труд и его цена
- 6.4. Государственное регулирование цены труда
- 6.5. Цена труда и безработица
- 6.6. Особенности формирования цены труда в рыночном и бюджетном секторах
- Тема 7. Ценообразование на объекты интеллектуальной собственности
- 7.1. Особенности интеллектуальной собственности
- 7.2. Факторы формирования цен на объекты интеллектуальной собственности
- 7.3. Методика определения рыночной цены на лицензию (роялти)
- Матрица распределения дохода (по формуле 7.3.3), %
- Расчет чистой приведенной стоимости при норме процента – 10%
- Тема 8. Ценообразование на кредитном рынке
- 8.1. Общая характеристика кредитного рынка
- 8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов
- 8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента
- 8.4. Виды цен на банковские продукты
- Виды цен на банковские продукты
- 8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов
- Расчет издержек, дохода и прибыли для выбора оптимальных цен на банковские продукты
- 8.6. Формирование цен на кредиты и другое банковские продукты
- Ценовая политика в области кредитования
- Распределение размера надбавки по классам кредитов
- Тема 9. Ценообразование на фондовом рынке
- 9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка
- 9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке
- 9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках Общая модель теоретической цены ценной бумаги на основе капитализации дохода
- Теоретическая цена акции
- Теоретическая цена облигации
- Теоретическая цена дисконтной ценной бумаги
- Теоретическая цена производных (вторичных) ценных бумаг
- 9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках
- Фьючерсные цены фондового рынка
- Ценообразование при опционных сделках
- 9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке
- 9.6. Информация о ценах фондового рынка
- Тема 10. Ценообразование в международной торговле
- 10.1. Понятие цены мирового рынка
- 10.2. Основные виды мировых цен и их характеристики
- Характеристика мировых цен по формам организации торговли
- Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
- 10.3. Формирование внешнеторговых цен
- 10.4. Внешнеторговые цены и таможенное регулирование
- Тема 11. Международные трансфертные цены
- 11.1. Трансфертные цены в регулировании финансовых потоков транснациональных корпораций
- 11.2. Методы трансфертного ценообразования
- 11.3. Основные стратегии трансфертного ценообразования
- Список литературы:
- Ценообразование
- 6.030509 «Учет и аудит» и 6.030504 «Экономика предприятия»