logo
ЦеноОбразование_курс_лекций кор

Распределение размера надбавки по классам кредитов

Таблица 8.4.

Рейтинг

Размер надбавки по отдельным составляющим, %

Операционные расходы

Риск

заемщика

Риск кредита

Прибыль

II класс

0,3

0,1

0,1

0,2

II класс

0,7

2,6

2,4

0,5

III класс

1,1

3,3

3,2

0,9

Используя данные табл. 8.4, можно рассчитать размер надбавки по каждому конкретному кредиту в зависимости от его принадлежно­сти к определенному классу путем суммирования соответствующих коэффициентов. При этом кредит может классифицироваться разны­ми рисками по категории заемщика и по категории кредита. Напри­мер, кредит может быть отнесен к I классу по риску заемщика, но ко II – по самому кредитному риску. Тогда в общий итог могут включать­ся значения коэффициентов по операционным расходам и прибыли либо по более высокому классу, либо по менее высокому в зависимо­сти от отношения банка к клиенту. Менеджеры могут предусмотреть и промежуточные значения коэффициентов для таких случаев. Если принять в расчет более жесткий подход к установлению цены на кредит, предполагая, что предстоящий кредитный проект несет в себе боль­шие риски, то общий размер надбавки составит: 0,7 + 0,1 + 2,4 + 0,5 = 3,7%. Если в это время внутренняя ставка денежного рынка будет иметь значение 20%, то ставка по кредиту составит 23,7%.

К преимуществам использования плавающей ставки по кредитам относятся такие факторы:

– колебания базовой ставки носят независимый характер и отра­жают рыночные изменения, поэтому и кредитор, и заемщик нахо­дятся в одинаковом положении по отношению к внешним факторам;

– банк может через устанавливаемый размер надбавки проводить определенную кредитную политику. При этом количество выделяе­мых классов может быть сколь угодно расширено, если банк желает бо­лее подробно учитывать влияние различных факторов на степень рис­кованности кредитования.

Метод банковского ценообразования на кредиты с использованием плавающей базы наиболее приемлем для украинских коммерческих банков с учетом их переориентации на обслуживание реального сектора эконо­мики. Он будет способствовать не только укреплению устойчивости и повышению прибыльности самих банков, но и более активному функ­ционированию предпринимательских структур, действующих в произ­водственной сфере.

В отличие от кредитов все остальные продукты, оплачиваемые процентом, составляют банковские издержки, и цены на них представ­ляют собой оплату привлеченных ресурсов. Установление цен на кре­диты носит в большей степени индивидуальный характер, и далеко не всегда банки раскрывают свои подходы к формированию этих цен. Только в целях рекламы и привлечения новых клиентов для обслужи­вания коммерческие банки провозглашают уровень процентных ста­вок по кредитам, но эти цены можно рассматривать лишь как базовые для начала переговоров о назначении конкретной ставки.

Уровень депозитного процента зависит от рыночных ставок привлечения ресурсов и от необходимости использования источника привлечения дополнительных ресурсов. Если влия­ние внутреннего фактора не слишком велико, то назначаемые банком ставки по депозитам практически не отличаются от среднего уровня депозитных ставок, сложившихся на данный момент на рынке. При большей заинтересованности банка в средствах клиентов он вынужден устанавливать более высокие, привлекательные ставки.

Применение в отечественной практике тарифов и комиссионных при оплате так называемых посреднических услуг, связанных с обслу­живаем клиентов по различным направлениям, носит смешанный ха­рактер. Нет четко установленных границ применения этих разновид­ностей цен; тарифы, и комиссионные могут применяться по одним и тем же видам банков­ских продуктов. Однако фактически это два са­мостоятельных вида цен, основное различие которых состоит в спосо­бе расчета уровня цены.

Тарифы, устанавливаемые в фиксированной сумме, в большей сте­пени тяготеют к уровню затрат, связанных с обслуживанием клиента. В связи с этим использование затратных методов ценообразования здесь вполне приемлемо. Например, операции по открытию счетов представляют собой набор стандартных действий, которые осуществ­ляет сотрудник банка. Провести расчет затрат по этой операции не­трудно, и их зависимость от суммы денег невелика. То же можно отме­тить и по таким услугам, как выдача пластиковых карт, предоставление клиентам сейфов для хранения ценностей и т.д.

В настоящее время объем банковских услуг, оплата которых прово­дится в форме тарифов, довольно невелик. Так, иногда назначаются тарифы на оплату операций по ведению счетов в расчете на год исходя из среднегодовых затрат. Такой подход далеко не всегда оправдан, так как ко­личество операций по каждому счету может значительно варьировать­ся, и оплата их может не покрыть действительно произведенных за­трат. Поэтому более логично разрабатывать в этом случае более конкретизированные тарифы по отдельным видам проводимых опера­ций по счету.

Более широко используемые комиссионные вознаграждения име­ют жесткую взаимосвязь с теми суммами денег, которые банк обраба­тывает: переводит на другие счета, пересчитывает наличные деньги, осуществляет другие операции с деньгами или другими ценностями по поручению клиентов. Оплата этих действий в форме комиссии означа­ет, что уровень цены увязан с оперируемой суммой денег. Применение такой оплаты объясняется принятием рисков при совершении опера­ций с деньгами. Поэтому чем большая сумма денег подлежит обработ­ке, тем выше будет оплата таких операций, так как она устанавливается как процент от общей суммы.

В целом банковское ценообразование в Украине находится в стадии становления, и процессы формирования цен на банковские продукты требуют дальнейшего развития и совершенствования. Многие украинские коммерческие банки все больше ощущают потребность в приме­нении на практике основных подходов банковского менеджмента, со­ставным элементом которого является ценовая политика, позволяю­щая банку добиться эффективного функционирования и стабильного положения на рынке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие функции выполняет процент как основной вид цены на кредит­ные продукты?

2. Обоснуйте влияние внешних факторов на формирование процентов по кредиту на современном этапе. Какие тенденции складываются в последний период в изменении уровней этих цен?

3. Как классифицируются внутренние факторы, воздействующие на уро­вень устанавливаемых кредитором процентов?

4. Охарактеризуйте разнообразие цен, используемых коммерческими бан­ками по своим продуктам.

5. Как развивалось ценообразование на кредитные услуги в практике зару­бежных банков и какую тенденцию в этом процессе можно выявить?

6. В чем отличие процессов формирования цен на депозиты от установле­ния цен на кредиты. Какие способы при этом используются банками?

7. Какие подходы в ценообразовании на предоставляемые услуги выработа­ны и используются зарубежными банками в последнее время?

8. В чем состоит суть модели определения цены на кредит на основе сред­ней процентной ставки?

9. На основе каких критериев могут проводить свою ценовую политику банки?

10. Каковы преимущества и перспективы использования модели плаваю­щей процентной ставки в деятельности российских коммерческих банков?

Литература:[1,1,4,13,14,16]